Морские путешествия в районах Дальнего Востока XVIII - XIX веков

Петр Крапошин

Морские путешествия в районах Дальнего Востока XVIII - XIX веков

Морское чудовище. Фрагмент старинной морской карты
Морское чудовище.
Фрагмент старинной морской карты

В развитии культуры России и её становлении как европейского государства большую роль сыграли русские мореплаватели. Они способствовали накоплению географических знаний и благодаря ним в XIX в. можно было составить точные географические карты России. Они же были первыми биологами - в ходе путешествий они наблюдали за жизнью зверей, птиц, рыб и т.д. Путешественники также были первыми этнографами. Так, участник Камчатской экспедиции С.П.Крашенинников после возвращения из экспедиции написал "Описание земли Камчатской", в которой содержались сведения не только о растительном и животном мире Камчатского края, но и по этнографии и историиэтой земли. Историко-этнографические сведения содержат и книги, написанные участниками кругосветных плаваний.

Мореплаватели были также и дипломатами - при изучении новых земель приходилось налаживать дружеские отношения с местными племенами.

Наиболее значительные путешествия на Дальний Восток совершены в XVIII - XIX вв., прежде всего, это две Камчатские экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова, после которых неоднократно совершались плавания в районы Камчатки и Чукотки, а также к островам, близлежащим к Америке. XIX век - это век кругосветных плаваний, совершённых И.Крузенштерном и Ю.Лисянским, В.Головниным, Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым и другими. Большинство известных путешествий предпринято именно в этот период, так как для этого уже были созданы все предпосылки: был развит флот, созданный Петром I, было создано учебное заведение, где готовили будущих моряков - Морской кадетский корпус, в котором преподавали все науки, необходимые для морского дела, - арифметику, геометрию, астрономию, географию и т.д. Кроме того, было развито судостроение.

Первые же путешествия русских моряков были совершены ещё в XVII в. В 1639 г. они достигли Охотского побережья, в 1644 г. - Приамурья, в 1648 г. - Чукотки.

Наиболее известным путешественником XVII в. был казак Семён Иванович Дежнёв. Он родился в Великом Устюге, откуда бедность погнала его искать счастья в Сибирь. Прослужив на царской службе в Тобольске и в Енисейске, в 1632 г. Семён Дежнёв отправляется в Якутск. Якутский острог был заложен сотником Бекетовым в том же году. Долгое время Якутск был начальной точкой для многих путешествий на восток и к Тихому Океану. В городе была судостроительная верфь, на которой строились и морские суда.

В 1641 г. С.И.Дежнёв отправляется собирать ясак на реке Яне и доставляет его в Якутск. В следующем году в составе отряда, которым командовал атаман Михаил Стадухин, Дежнёв отправляется на самый крупный приток Колымы реку Омолон. Здесь был построен коч, на котором Дежнёв со Стадухиным вышли на реку Индигирку, а по ней в Ледовитый океан. На Колыме Дежнёв остался на три года.

Следующее путешествие Семён Дежнёв совершил в 1646 г. Сначала уроженец Мезени Исай Игнатьев осуществил первое плавание по Ледовитому океану на восток от устья Колымы до Чаунской губы и привёз в Нижнеколымск "рыбий зуб" - моржовые клыки. После рассказов Игнатьева о виденных богатствах образовалось товарищество для изыскания реки Анадыря. Во главе товарищества стояли уроженец Холмогор Федот Алексеев и Герасим Акиндинов. В 1647 г. экспедиция на четырёх кочах отправилась на Восток, но льды заставили её вернуться, на следующий год экспедиция была повторена. Это была большая по тому времени экспедиция - на шести кочах отправилось около 90 человек. Семён Дежнёв был введён в состав экспедиции "для государева ясачного сбору и для государевых великих дел". В ходе этой экспедиции Семён Дежнёв описывал места, через которые пришлось путешествовать. Многие участники этой экспедиции погибли от цинги и во время столкновений с чукчами. Отряд Дежнёва отправился вверх по реке Анадырь до первых поселений чукчей. На среднем течении реки был основан Анадырский острог.

Значение путешествия Семёна Дежнёва состояло в том, что он открыл морской путь из Ледовитого океана в Тихий. Уже в середине XVII в. было известно, что Азия отделяется от Америки морем, но о самой Америке сведений у русских ещё не было. Кроме того, он открыл реку Анадырь и её устье. Маршрут был следующим: путешественники дошли до устья Колымы, затем повернули на юг, вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки (в будущем его назовут Беринговым проливом) и через три месяца после начала экспедиции достигли Большого Каменного Носа. Этот высокий скалистый массив, круто обрывающийся к морю, от вершины на запад полого спускался и переходил в низменный перешеек, соединяющий массив носа с Чукотским полуостровом.

Результаты походов Семёна Дежнёва были отмечены на картах Сибири. На изданных в Тобольске картах 1667 и 1672 годов показано, что восток Сибири омывается морем и морской путь из устья Лены в устье Амура полностью свободен. Но найдены эти карты были только через несколько лет после смерти Витуса Беринга. Такая ситуация возникла из-за того, что в те времена еще не были налажены каналы обмена информаци.

Карта Камчатки. XIX век
Карта Камчатки.
XIX век

XVIII в. был посвящён исследованию Камчатки. Покорена Камчатка была ещё в 1696 г. благодаря стараниям якутского приказчика Владимира Атласова, впоследствии ставшего казачьим головой. По инициативе Петра I на Камчатку снаряжаются многочисленные экспедиции. В 1716 г. по повелению Петра I было послано судно из Охотска на Камчатку для установления морского сообщения между этими землями, после чего именно морскому пути стали отдавать предпочтение. С 1711 по 1720 гг. проводятся исследования Курильских островов.

Петра I занимал вопрос, соединяется ли Азия с Америкой сухим путём (как говорилось выше, о плаваниях Семёна Дежнёва известно ещё не было). Вопрос этот интересовал и известного учёного Г.В.Лейбница, который также был инициатором экспедиции. Ещё в 1697 г. Лейбниц написал записку о необходимости проведения ряда реформ в России. Речь шла о том, что нужно было составлять карты, записывать языки и обычаи населявших страну народов, делать астрономические наблюдения, изучать склонение магнитной стрелки и выяснить, соединяется ли Азия с Америкой или они разделены проливом. Лейбниц неоднократно напоминает Петру об этом проекте. Из-за военных дел Пётр долгое время не мог снарядить экспедицию, но незадолго до своей смерти он её снарядил. Во главе экспедиции должен был стоять Витус Беринг, датчанин по происхождению. Он родился в Ютландии в 1680 г. и в 1704 г. был принят Петром на русскую службу в чине мичмана. В 1707 г. Беринг был производен в лейтенанты, в 1710 г. - в капитан-лейтенанты. Он попеременно служил на Балтийском и на Азовском морях, в 1723 г. подал в отставку, в 1724 г. вновь поступил на русскую службу.

Пётр I дал Берингу инструкцию, согласно которой он должен был на Камчатке или в другом месте построить бот (или два), плыть на север, искать, где земля сходится с Америкой, найти город, принадлежавший к европейским владениям, в случае, если будет встречен европейский корабль, узнать, где город находится, побывать там и нанести его местонахождение на карту.

Экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г. В состав экспедиции входили лейтенанты Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, гардемарин (впоследствии мичман) Пётр Чаплин и более 60 человек матросов, солдат и мастеровых, а также штурманы и геодезисты. План экспедиции был следующий: через Сибирь сухим путём идти в Охотск, оттуда на судах на Камчатку, далее проведывать, соединяется ли Азия с Америкой. Путь в Сибирь шёл через Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск, Соликамск,затем Тюмень, Тобольск, оттуда - по рекам Иртышу и Оби до Маковского острога, что на Кети (приток Оби), далее 70 вёрст сухим путём до Енисейска, по Енисею и Верхней Тунгуске до устья Илима. В Илимске зазимовали, в Усть-Кутском на Лене были построены суда, на которых нужно было плыть до Якутска, из Якутска сухим путём добираться до Охотска. В Охотске был выстроен шитик, названный "Фортуной" (спущен на воду в 1727 г., на котором груз экспедиции был отправлен в Большерецк. Из Большерецка сухим путём груз был переправлен в Нижнекамчатск (в то время столица Камчатки). В Нижнекамчатске был построен бот "Св. Гавриил", на котором и было совершено плавание к проливу, названному Беринговым. Во время этого плавания был открыт остров св. Лаврентия и залив Креста. Было два разных плана: Чириков предложил плыть до устья Колымы, Шпанберг предлагал плыть далее на север и затем поворачивать назад. Беринг выбрал план Шпанберга. Увидеть американский берег и поворот азиатского берега к западу Берингу не удалось.

После возвращения в Петербург Беринг составил карты и планы экспедиции, а также два донесения, в которых излагался план новой экспедиции. Донесения были предоставлены императрице Анне Иоанновне, которая велела Сенату рассмотреть эти предложения. После одобрения Сената была организована Вторая Камчатская экспедиция, которая проходила с 1733 по 1743 гг. и в задачи которой входило пройти морским путём в Америку, а также исследовать берега Ледовитого океана от Двины до Чукотского Носа, найти устье реки Амур для установления торговых отношений с Японией. Именно таким образом Беринг намеревался решить задачу, также нерешённую в ходе первой экспедиции - узнать, каковы очертания азиатского берега к западу. Экспедиция состояла из нескольких отрядов. Первый отряд, которым командовали Муравьёв и Павлов, а затем лейтенант Малыгин, должен был исследовать берега от устья Двины до устья Оби. В 1737 г. отряд смог дойти только до Мутной губы, в 1737 г. он достиг Оби. Второй отряд, которым командовал лейтенант В.Прончищев (а после его гибели Д.Я.Лаптев) в 1736 г. добрался до Таймыра, а в 1739 г. (уже под командованием Д. Лаптева) он прошёл от Якутска до устья Индигирки, где зазимовал, затем дошёл до Колымы и через Анадырский острог вернулся в Якутск в 1740 г. Отряд Шпанберга должен был дойти до Японии, в 1738 г. была сделана первая попытка, окончившаяся неудачей из-за шторма, в 1740 г. была сделана вторая попытка, которая оказалась успешной. Шпанбергу удалось описать Японию и определить её местоположение.

Отряд, которым командовал сам Беринг, должен был пройти морем до Америки. Для этой цели в Охотске были выстроены суда - пакетботы "Св. Пётр" (для группы В. Беринга) и "Св. Павел" (для группы А. Чирикова). На этих кораблях был обследован порт в Авачинской губе, названный Петропавловским в честь кораблей, на которых было совершено плавание. Плавание началось в июне 1741 г. Чириков увидел Америку 15 июля, Беринг - 18 июля, 20 июля он вошёл в бухту св. Ильи, там же открыл Шумагины острова (названные так в честь погибшего матроса Шумагина). На обратном пути Беринг ошибся курсом, корабль потерпел крушение у острова, названного впоследствии островом Беринга, на этом острове Беринг, как и многие члены команды, умер от цинги.

Таким образом, главная цель экспедиции была достигнута. Стало известно, что Азия отделена от Америки морем. Большим достижением экспедиции было открытие Алеутских островов. Благодаря этому открытию острова начали посещать русские купцы. Позже иркутский купец Григорий Шелехов совершал плавания на эти острова, затем он основал на них фактории, что явилось основой для создания Российско-Американской компании. Кроме того, было совершено плавание в Японию (одним из участников экспедиции Мартыном Шпанбергом, а также его помощниками Вальтоном и Шельтингом).

В значительной степени возникновение Российско-Американской компании послужило импульсом для организации первого кругосветного путешествия. И.Ф.Крузенштерн, который был не только первым капитаном кругосветного плавания, но и его организатором, в своей книге о путешествии вокруг света на кораблях "Надежда" и "Нева" говорил о тех трудностях, которые испытывали мореплаватели XVIII в.(как участники обеих Камчатских, так и более поздних экспедиций). Какого рода были эти трудности? Ознакомившись с историей Камчатских экспедиций, мы обращаем внимание на то, что путь до самого места экспедиции занимает достаточно много времени. Так, например, путь от Петербурга до Охотска занял два года, при этом экспедиция несла большие потери - был большой падёж лошадей, были случаи, что гибли люди.

Немаловажное значение имело и то, на каких судах совершались первые путешествия. Так, Пётр Ласиниус, участник Второй Камчатской экспедиции, совершил своё путешествие на боте "Иркутск". Что такое бот? В военно-морском словаре говорится, что в XVII-XIX вв. ботами называли небольшие парусные или гребные суда длиной 11-18 м, шириной 3-4,5 м, водоизмещение - 36-40т. Приведём данные бота "Иркутск" согласно "Общему морскому списку", составленному Феодосием Фёдоровичем Веселаго. Длина - 60 футов, ширина - 20 футов, глубина интрюма - 7,5м. Для сравнения приведём данные корабля, на котором совершил кругосветное плавание Василий Михайлович Головнин - шлюпа "Камчатка" Длина - 130 футов, ширина - 32 фута 8 дюймов, глубина интрюма - 17 футов. Размер корабля получается в два раза больше. Корабль "Камчатка", как и его прототип "Восток", на котором была совершена знаменитая антарктическая экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена, была построена в России. Но в начале века опыта строительства таких кораблей в России не было. При подготовке к экспедиции И.Ф.Крузенштерн дал указание своему помощнику, Ю.Ф.Лисянскому, будущему командиру шлюпа "Нева", найти и купить в Голландии корабли для совершения кругосветного плавания. Главная задача - найти такой корабль, на котором можно было бы совершать плавание в разных широтах. Найдены и куплены корабли были не в Голландии, а в Англии. Это были два шлюпа - "Леандер" (он и был переименован в "Надежду") и "Темза" (переименована в "Неву"). В военно-морском словаре даётся следующее определение термину "шлюп": парусный трёхмачтовый военный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением. По размерам занимает промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посылочной службы. Водоизмещение - 300-900 т, вооружение - 16-32 пушек на верхней и батарейной палубах. Корабль именно с таким назначением, как указано выше, наиболее пригоден для научно-исследовательских экспедиций, каковой и должна была быть экспедиция Крузенштерна-Лисянского.

Большое значение имело и то, какое навигационное оборудование существовало до эпохи кругосветных плаваний. Компас с магнитной стрелкой у русских мореплавателей использовался с XVI в., но только с 1756 г. стрелку начали намагничивать искусственным магнитом, до того использовали магнитный железняк, обладавший худшими магнитными свойствами, следовательно, погрешность при определении курса была больше. Для определения координат судна использовались гномон и астролябия Секстан, которым можно пользоваться без штатива. Секстан был изобретён в 1731 г. капитаном Гадлеем, но на русских судах его начали использовать лишь в XIX в.

Другая проблема, решением которых занимались все морские экспедиции - отсутствие правильных карт. До середины XVI в. отдельных карт России не существовало. В строгом смысле этого слова карт вообще не было, были "чертежи". Собственно карты начали составляться лишь при Петре I, для карт начали производить съёмки. Они проводились на Балтийском, Азовском и Чёрном морях. В 1714 г. была издана "Книга размерная градусных карт Остзейского или Варяжского моря". Но на Белом море и на берегах Северного Ледовитого океана при Петре I съемки не производились.

И.Ф.Крузенштерн в письме к адмиралу Мордвинову писал: "Суда, плавающие по сим бурным морям, должны быть лучшего построения, ибо употребляемые ныне как по всем описаниям, так и по тому, что я слышал, чрезвычайно худы и столь подвержены опасности, что, может быть, никто, кроме смелого россиянина, не отважился бы вверять оным своей жизни. Сверх того, не имеют суда сии ни октанов, ни хороших компасов, ни карт, ни навигационных книг, словом, никаких пособий, служащих к усовершенствованию безопасного и общеполезного отчизне мореплавания".

Плавания по дальневосточным морям осуществлялись и после Камчатской экспедиции. В 1743 и 1744 гг. лейтенант Хметевский описал берега от Охотска до Камчатки. В 1764 г. по повелению Екатерины II лейтенант Синд совершил плавание из Охотска для открытий между Азией и Америкой. Он вернулся в 1768 г., открыв остров св. Матвея и большой остров св. Лаврентия, который Джеймс Кук назвал островом Клерка.

В 1768 г. капитан Креницын и лейтенант Левашов совершили плавание из Нижнекамчатска для более точного исследования Алеутских островов и астрономического уточнения их местонахождения. Задача была решена, но капитан Креницын при возвращении на Камчатку утонул.

С 1785 по 1796 гг. была осуществлена экспедиция капитана Биллингса и вице-адмирала Сарычева. Было издано два описания экспедиции: одно было сделано на английском языке секретарём Биллингса Зауэром, второе - вице-адмиралом Сарычевым (в нём говорится о главной цели экспедиции).

В конце XVIII в. купец из Иркутска Григорий Шелехов начал предпринимать свои экспедиции на Алеутские острова. Он создал селение на острове Кадьяк, который был близок к Камчатке и к Америке. Постепенно селения появились почти на всех островах, все острова имели укрепления для защиты от нападения алеутов. Так была создана компания, контора которой находилась в Иркутске. Император Павел I не сразу встретил с одобрением деятельность компании и хотел её ликвидировать, но благодаря ходатайству Резанова (будущего посла в Японию, участника кругосветного плавания Крузенштерна),напротив, её утвердил, и даже был её акционером. Контора была переведена из Иркутска в Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, возникновение Российско-Американской компании было одной из предпосылок организации кругосветных плаваний. Крузенштерн составил "начертание" (объяснительную записку), в котором говорилось, что из Кронштадта нужно послать к Алеутским островам и к северо-западному берегу Америки два корабля с необходимыми грузами. На этих кораблях нужно было послать также корабельных мастеров и учителей мореплавания, одним словом, нужно было создать условия, чтобы купцы научились строить суда. Крузенштерн говорил также о том, что в Морском Кадетском корпусе нужно готовить моряков для купеческого флота.

Сам Крузенштерн в 1797 г. совершил плавание в Ост-Индию на английском военном корабле. Пробыв там около года, он ходил на купеческом судне в Кантон (Гуанчжоу), с намерением совершить плавание по Китайскому морю. До этого Крузенштерн был занят мыслями только о торговле Европейской России с Ост-Индией и Китаем, но, как он писал, "повстречавшееся нечаянное обстоятельство представило мне случай обозреть сей предмет в другом виде, и сему-то случаю приписываю я повод к предприятию сего путешествия". Этот случай - приход в Кантон английского судна с грузом пушных товаров, которое шло от северо-западного берега Америки.

Успеха Крузенштерн добился не сразу. Начертание он сначала подавал президенту Коммерц-коллегии Соймонову, но тот вскоре вышел в отставку и умер в Москве. Затем записка была подана морскому министру графу Кушелеву, который не удостоил Крузенштерна ответом. Успех был достигнут, когда морским министром стал граф Мордвинов. Он одобрил "начертание" и подал его императору Александру I, в деле принял участие государственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев, которого Крузенштерн считал даже виновником путешествия. Император же повелел, чтобы исполнителем "начертания" был сам Крузенштерн.

Плавание было осуществлено в 1803-1806 гг. Среди участников плавания были Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, которые в будущем сами совершили по два кругосветных плавания. Беллинсгаузен был занят составлением карт, в чём он был лучшим специалистом. Известно, что именно он составил правильную карту Черноморского побережья.

В ходе этого путешествия проводились многочисленные научные исследования. Во время плавания проводились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на разных глубинах (до 400 м), над приливами и отливами и над колебаниями барометра. До Крузенштерна таких исследований не проводилось, в ходе путешествий, предпринятых в XVIII в., проводились опись берегов и описания жизни на самих посещаемых землях. Плавание Крузенштерна положило начало новой науке - океанографии.

Крузенштерном была сделана морская съёмка берегов Японии, острова Иессо, восточного Сахалина и северных Курильских островов. В его намерения входило также исследовать юго-западное и северо-западное побережье Японии и Сангарский пролив, ширина которого по европейским картам составляла около 180 км, но, по словам японцев - только 2 км.

В ходе экспедиции проводились и этнографические исследования. Крузенштерн составил подробное этнографическое описание островов Нукагива, Сандвичевых островов, полуострова Камчатки, Русской Америки, Океании, куда со времён Джеймса Кука европейцы не заходили.

Всего за 1806 -1849 гг. было совершено 36 кругосветных плаваний. Среди наиболее известных - плавание В.М.Головнина на шлюпе "Диана", целью которого были географические изыскания и гидрографические работы в Тихом океане. Это путешествие - первое плавание вокруг света на корабле, построенном в России. В ходе плавания О.Е.Коцебу на бриге "Рюрик" (1815-1818) было открыто несколько островов в районе острова Пасхи. В результате его же плавания на шлюпе "Предприятие" 1823-26 гг. были открыты в южноамериканских водах остров Предприятие и острова Беллинсгаузена, Римского-Корсакова и других. Коцебу произвёл съёмку бухты Матвеевой и острова Таити, описал острова Аракчеева и район мыса Дежнёва. Первая антарктическая экспедиция Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный" дошла до 70° южной широты, в тропических водах Тихого океана между Новой Зеландией и Таити был открыт архипелаг Русские острова, которые получили имена деятелей эпохи (Волконского, Кутузова, Раевского, Чичагова и др.), в южных полярных водах открыты земли Петра I, Александра I (антарктический материк), в районе Новой Шотландии открыты острова, названные в честь крупных сражений: Бородино, Малоярославец, Смоленск и др. В ходе экспедиции Ф.П.Литке и М.Н.Станюковича, осуществлённой на военных шлюпах "Сенявин" и "Моллер", были открыты большой архипелаг Сенявина в южных водах Тихого океана, 12 групп островов в Коралловой группе, пролив Сенявина на Чукотке. Литке описал в северных камчатских водах все главнейшие пункты Камчатского побережья от Авачинской губы до Карагинского острова, Чукотское побережье от устья Анадыря до мыса Дежнёва, острова Большой и Малый Карагинский и св. Матвея, залив Креста, в южной части Тихого океана им описано 26 групп и множество отдельных островов.

Совершение кругосветных плаваний российскими моряками - это показатель высокого уровня развития искусства мореплавания, а также отечественного судостроения. Плавание приходилось совершать в разных широтах, т.е. в разных климатических условиях, при этом случая гибели экипажа от болезней не отмечалось.

Современная океанология, а также океанография во многом обязаны первым кругосветным плаваниям.

В статье использованы материалы книг:

Берг Л.С. Открытие Камчатки и Камчатские экспедиции Беринга. М.; Пг., 1924;

Ваксель Свен. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. М.; Л., 1940;

Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. СПб., 1875;

Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов. СПб., 1878;

История отечественного судостроения. М., 1994;

Краснов В.Н. От лота до спутника. М., 1992;

Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света на кораблях "Надежда" и "Нева". М., 1974;

Люди русской науки. М., 1946;

Нозиков Н.И. Русские кругосветные мореплаватели. М., 1947.

© Петр Валентинович Крапошин,
музей-заповедник "Коломенское"
evgenia@mtu-net.ru

Иллюстрации воспроизводятся по изданиям: Е.А.Савельева. Олаус Магнус и его "История северных народов". Л., 1983; Энциклопедия для детей. Т. 12. М., 1999.

К оглавлению номера