Открытие "Великого прохода". Историко-географический обзор

Лев Ковнат

Открытие "Великого прохода"

Историко-географический обзор

История колонизации Сибири с запада (XVI-XVII века)
Открытие с востока островов Хоккайдо, Сахалин и Курильские (конец XVII века)
Освоение Чукотки, Камчатки и Курил россиянами (начало XVIII века)
Экспедиция к Берингову проливу (начало XVIII века)
Вторая Камчатская экспедиция (середина XVIII века)
Плавание Беринга и Чирикова к Америке (1741 год)
Заключение


Официально открытие пролива между Азией и Америкой, или "Великого прохода", как называли его иностранцы, принадлежит капитану Витусу Берингу, которого российский император Петр I послал с исследовательской миссией во главе экспедиции. Вот почему английский мореплаватель Джеймс Кук, повторив через полвека после Беринга прохождение пролива, дал ему название Берингова. Однако Беринг не был первым. Люди по проливу плавали и ранее, но скудные сведения об этом содержались в отдельных разрозненных архивных документах и картах.

История колонизации Сибири с запада (XVI-XVII века)

Проникновение русских в этот регион началось после освобождения Руси от татаро-монгольского ига и превращения великого княжества Московского в сильное централизованное и суверенное Русское государство. Его границы обозначились с севера, запада и юга городами Псков, Смоленск и Тула, а с востока - Уральскими горами(1). В середине XVI в. Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское ханства, что ускорило экономическое развитие Русского государства. С его расширением и усилением крепостного гнёта активизировался отток наиболее энергичных и предприимчивых российских служилых и торговых людей, а за ними -крестьян, за пределы России, па восток, на поиски лучшей жизни. Расширение торговых отношений с Западной Европой привело к значительному повышению спроса на пушнину (в основном, на соболя), это, в свою очередь, стимулировало движение переселенческого потока огромного масштаба через Уральские горы в Сибирь(2). Зауралье и Дальний Восток, богатые пушниной, в те времена населяли племена охотников, рыболовов и скотоводов, незнакомые с огнестрельным оружием, а в южной Сибири осели татаро-монголы.

В 1581 г. атаман Ермак Тимофеев со своей дружиной перешел Уральский хребет и завоевал Сибирское ханство, следом хлынула колонизационная волна. Казаки, охотники и купцы, двигаясь по сибирским рекам, “проведывали” “новые землицы”. Они устанавливали торговые связи с местным населением и принуждали его платить ясак (дань пушниной), что означало принятие им российского подданства. Тяжесть этой повинности нередко приводила к волнениям и восстаниям коренного населения.

В 1639 г. передовой отряд русских, возглавляемый казаком Иваном Юрьевичем Москвитиным, вышел к Тихому океану в устье р.Улья южнее 59° с.ш. Таким образом вся Сибирь оказалась в составе России(3). Основную роль в освоении новых пространств играли казаки. Эти вольнолюбивые выходцы из Московской земли, начиная с XV в., оседали на окраинах России, предпочитая плодородные земли по рекам Днепр, Дон, Кубань, Терек, Урал и Амур. Там они образовывали военно-земледельческие общины, при этом им приходилось воевать с соседними кочевыми племенами. Позже казаки поступали на царскую военную службу в гарнизоны и постепенно превратились в сословие, обязанное служить в легком конном войске. Были и пешие казаки - пластуны.

Продвигаясь к востоку, казаки создавали населённые пункты, от Тюмени и Тобольска (будущей столицы Сибири) и до Ленского острога (т.е.крепости). Затем со стрельцами, торговцами и охотниками они осваивали Колыму. В обжитых областях численность пушного зверя резко пошла на убыль, а спрос на все виды пушнины всё повышался. Это способствовало стремлению “охочих людей” в остающиеся неведомыми земли. Москва же была крайне заинтересована в присоединении новых земель и обложении податью коренного населения(4) (к середине XVIII в. сбор ясака и торговля с Сибирью давали треть всей царской казны(5)).

Перед землепроходцами лежала малодоступная гористая Чукотка. Казаки отважились обойти её морем. Для этого строили кочи - морские суда, которые ходили на вёслах, а при попутном ветре - под парусами. Судно не раздавливали льды, днищу его придавали округлую форму. Борта кочей обшивали сосновыми досками внахлёст, пазы между досками заливали смолой и забивали пеньковыми жгутами, которые крепились рейками и скобами. Длина коча - до 19 м, ширина - до 6 м, осадка - до 2,5 м. Оснащение - два холщевых паруса. Экипаж - до 30 человек, грузоподъёмность - 49 т, скорость - до 250 верст в сутки.

Один из походов вокруг Чукотки организовал торговый человек Федот Алексеев, сын Попов по прозвищу Холмогорец, а командовать собранными отрядом из сотни человек взялся казак из Великого Устюга Семен Иванович Дежнев. В поход отправились на семи кочах из Нижнеколымска 20 июня 1648 года- В пути мореходам пришлось перенести голод, стычки с воинственными береговыми чукчами и буйство морской стихии. Два коча, не выдержав трудностей, вернулись с полпути, два других - пропали во время шторма и только три коча обошли Чукотку.

Лето кончилось. Очередной шторм разбил еще один коч, экипаж его разместился на двух оставшихся. В октябре в непогоду за Анадырским заливом был унесен на Камчатку коч Попова. По предположению исследователя Камчатки Степана Петровича Крашенинникова, Федот Попов с товарищами, попав к устью р.Камчатка, поднялись вверх по ее течению и в месте впадения в неё речки Никулка построили зимовье, в память о чём речка Никулка была переименована в Федотовщину(6). Дежневский коч потерпел крушение в районе Олюторского мыса, но сам Дежнев и 24 казака спаслись, высадившись на пустынный берег. В течение 10 недель казаки пробирались по гористой тундре к реке Анадырь. В ее устье они зазимовали, а весной поднялись вверх по течению реки, нашли лес и построили зимовье(7), но к этому времени половина людей погибла от голода и болезней. Оставшиеся в живых сооружали лодки, занимались рыбной ловлей, воевали с местными племенами, собирали с них дань мехами, сами тоже добывали соболя. Кроме того, в устье Анадыря, на отмели, они обнаружили летнее лежбище моржей. Тут казаки собирали ценный моржовый клык, как от ранее павших, так и от забитых ими моржей. В 1655 г. клыки и пушнина были отправлены в Якутск - столицу Сибирского уезда - вместе с картой Чукотки и отчётом о путешествии по Чукотке(8). Дежнев сообщал, что "берега "матерой земли" (Азии) нигде не соединяются с "Новой Землей" (Америкой)"(9).

В 1662 г. Дежнев возвратился в Якутск и вскоре был послан в Москву для сопровождения добытых мехов и моржового клыка. В столице он добился выплаты жалованья за 19 лет царской службы, получил награду, а в 1665 г. - звание казачьего атамана(10).

Так Дежневу досталась слава первооткрытия крайней северо-восточной оконечности Азии (сначала - Большой Каменный Нос, а до 1898 г. - Восточный мыс), но только через 250 лет этот мыс был назван его именем. Со временем пролив потерял своё значение: льды редко пропускали суденышки промысловиков, да и запасы пушнины здесь были истощены предыдущими походами на Чукотку, моржей же попросту распугали. Поскольку письменные свидетельства о плаванье через пролив судов экспедиции Дежнева и географические сведения об этом проливе не получили широкое известности, то позже при составлении карт азиатского и американского берегов они не всегда учитывались, что создавало противоречия в картах. Все это привело к забвению пролива.

Интерес к проходу из Северного Ледовитого океана в Тихий возродился только в XVIII веке, уже на государственном уровне, поскольку в перемещении русских людей на восток, к тихоокеанским окраинам Империи, всегда был заинтересован Петр I. Это было связано с определением границ державы, освоением новых территорий, сопровождающимся расширением российского предпринимательства, в том числе пушного промысла для пополнения казны, установлением торговых отношений со странами Юго-Востока (Японией, Китаем, Индией), а также поставкой туда морским путем товаров из Архангельска. Для решения этих задач нужно было выяснить, существует ли пролив между северо-востоком Азии и северо-западом Америки или они соединены перешейком. Ещё с XV в. на картах эти материки разделялись Анианским проливом, однако он являлся картографической фантазией(11). К тому же надлежало разузнать о ближайших островах и берегах заморских территорий (Северной Америки), чтобы опередить другие государства при освоении пока еще не занятых земель(12).

Открытие с востока островов Хоккайдо, Сахалин и Курильские (конец XVII века)

А каковы были географические представления о Дальнем Востоке к началу XVIII века? В 1643 г. голландские мореплаватели Маартен Герритсен де Фриз и Г.К.Скеп обнаружили на северо-западе Тихого океана побережья трёх островов: южного Сахалина, восточного Хоккайдо и южного Кунашира, которые они приняли за один и назвали его Эдзо (“варвары”), а расположенные севернее Японии острова Итуруп и, вероятно, Уруп они приняли за выступ западного берега Северной Америки. В 1649 г. португальский картограф Л.Тексейра нанес на карту острова Земля Штатов (Итуруп), Земля Компании (Уруп), Эдзо (Хоккайдо) и восточнее их - неизвестную землю (или берег)(13), якобы найденную португальским мореходом Гама в первой половине XVII в. на пути из Китая в Мексику. На картах до 1734 г. она называлась так: "Земля, виденная (открытая) Дон Хуаном (Жуаном) де Гама". Её берег тянулся на восток в сторону Калифорнии, которая уже была открыта и освоена испанцами. На картах немецкого картографа из Нюрнберга Иоганна Баптиста Гомана западный берег Северной Америки севернее Калифорнии отделялся Анианским проливом то от Земли Эзонис (Сахалин и Курилы), то от Земли Жуана де Гамы, то от “Terra borealis” (Северной Земли), простирающейся рядом с Камчаткой в северном направлении(14) .

Обо всём этом Петр I узнал ещё из первого издания (1692 г.) географической хрестоматии "Северная и Восточная Татария" (так называлось европейцами Зауралье), автор её - голландский географ бургомистр Амстердама Николае К.Витсен(15) . Надо иметь в виду, что в то время географические открытия были неточны вследствие трудностей плавания на судах и несовершенства геодезических приборов. Географические неточности в указании местонахождения островов переходили с одной карты на другую, например, у члена Парижской Академии Гийома Делиля (1706 и 1714 гг.) или у И.Гомана ( 1712, 1722, 1725 гг.)(16) , да и очертания и размеры этих островов на разных картах были различными(17). Впоследствии эти неточности иногда играли роковую роль в судьбах мореходов.

Эти противоречия продолжали существовать на картах крайнего северо-востока Азии и северо-запада Америки и в конце XVII века(18). Поэтому немецкий философ Г.В.Лейбниц ещё в 1697 г. советовал Петру I исследовать берега Чукотки, чтобы узнать, разделены или соединяются Азия и Америка. В течение двух десятков лет он неустанно напоминал о необходимости разрешить эту загадку(19).

В 1713 г. корабельный мастер стольник Федор Степанович Салтыков предложил Петру I построить в Енисейском устье корабли и доставлять на них товары в Китай "кругом Сибирского берега"(20).

Освоение Чукотки, Камчатки и Курил россиянами (начало XVIII века)

Якутский казачий пятидесятник, а в прошлом - устюжский крестьянин, Владимир Владимирович Атласов ещё в 1695 г. стал командиром Анадырской крепости, и за последующие четыре года вместе с Лукой Семеновым Старицыным (он же Морозко, или Мороско) прошёл полуостров Камчатка, покорив и присоединив ее к России в 1697 г. В месте впадения в р.Камчатка её притока речки Кануч он поставил в честь этого события памятный крест, датировав его 7205-м годом от сотворения мира, а речку переименовал в Крестовку. В июле 1700 г. Атласов вернулся в Якутск, откуда был направлен в Москву с отчётом о своём походе на Камчатку(21). По дороге в столицу с 16 по 30 декабря он пробыл в Тобольске. Там с его слов записали “скаску” (описание) и составили чертёж (план) Дальнего Востока. А местный картограф-самоучка боярский сын Семён Ульянович Ремезов расспросил Атласова и, использовав полученные сведения, составил свой “Чертёж вновь камчадальские земли” , который стал первым изображением Чукотского полуострова и части Северной Америки - Аляски (“землица вновь проведана”) и первым сообщением о Курилах (“земля Курилска на озере и на островах”)(22) .

Прибыв в 1701 г. в Москву, Атласов сообщил о том, что напротив непроходимого (т.е. выдающегося в море) мыса между реками Колыма и Анадырь есть “остров или землица” (возможно - материк)(23). Эти скупые и не совсем точные сведения о Новом Свете дошли до Петра I(24), который мог иметь и другие сведения о наличии северного прохода между материками(25), однако продолжал сомневаться в этом. Тем не менее и в России, и в Европе уже существовало мнение, что Азия и Америка на севере разделяются водным проходом.

Одним из оснований для этого мог послужить следующий факт. Якутский казак Петр Ильин сын Попов с переводчиками в январе 1711 г. побывал в области Восточного мыса. От местных чукчей, живших на р. Анадырь, он узнал, что по время похода Попова и Дежнева из-за шторма часть кочей пристала к противоположному берегу - “Большой Земле”, населенной “зубатыми чукчами” (аляскинскими эскимосами)(26). Сообщение П.Попова затерялось в Якутском архиве, однако с ним ознакомился В.Беринг при подготовке к Первой Камчатской экспедиции(27).

Атаман Данила Анцифоров (Анциферов) и казачий есаул Иван Петрович Козыревский с казаками в 1711-1713 гг. ходили собирать ясак по камчатским берегам на байдарах - гребных лодках, представляющих собой деревянный каркас, обтянутый тюленьей кожей. С Камчатки они добрались до северных Курильских островов (Шумшу и Парамушир), где собрали дань с айнов (местный народ) и построили там земляной острог и ясашное зимовье(28). Со слов итурупского айна торговца Шитаная, Козыревский составил в 1711-1713 и 1726 гг. “чертежи” и описание Курил вместе с Камчаткой(29), а от разбившихся в 1710 г. возле Камчатки японцев он получил “чертёж” японских островов(30).

С появлением этих карт у царя возникла мысль о необходимости иметь на Дальнем Востоке флот. Местом его постройки был выбран порт Охотск, основанный в 1647 г., когда на восточном побережье Сибири, в устьях рек Охота и Кухтуй, севернее 59° с.ш., появился отряд казаков под командой С.А.Шелковника. В этом месте оказалось изобилие и рыбы, и строительного леса. К тому же, на охотоморском побережье только здесь росла лиственница , дающая ровные прочные доски и смолу для строительства судов. В 1714 г. в Охотск из Якутска были присланы матросы и корабельные плотники во главе с якутским “служилым” Кузьмой Соколовым(31). В 1715 г. по приказу Петра для установления морского сообщения с Камчаткой в Охотском порту было построено специально морское судно - большая лодия "Охота" длиною 18 м. В июне 1716 г. Никифор Треска (Тряска) совершил на ней первое плавание из Охотска до Камчатки и вдоль её берегов, чем была открыта навигация в Охотском море(32). В 1719 г. царь отправил из столицы в Охотск двух геодезистов (т.е. навигаторов и топографов) Ивана Михайловича Евреинова и Федора Федоровича Лужина. В то время Петр I был уверен, что соперники России начнут колонизацию "незнаемых" западных берегов Америки с юга. Сравнив голландские карты с планами И.Козыревского, он решил, что достичь ближайшего берега Америки можно, обойдя с юга пока еще ничью "Землю Гама"(33). Тогда считалось, что она находится южнее Камчатки и Курил. Поэтому Пётр написал для И.Евреинова и Ф.Лужина секретную инструкцию, согласно которой им надлежало плыть от Камчатки на юг, чтобы искать проход между Азией и Америкой, собирать сведения о Курильских островах, вести поиск драгоценных руд и облагать данью айнов. Видимо, Петру была известна легенда о Золотом и Серебряном островах. Эту легенду породили слухи о том, что население о.Итуруп и восточного берега о.Хоккайдо носило украшения из серебра. А государственная казна, как всегда, очень нуждалась в пополнении.

В 1720 г. геодезисты Евреинов и Лужин с мореходом Кондратием Мошковым и охраной из драгун совершили плавание по Охотскому морю к устью р.Ича на западном берегу полуострова Камчатка(34). Продолжив в следующем году вместе с голландским мореходом Генриком Бушем путь с Камчатки вдоль Курил, они провели инструментальную съемку северных островов Шумшу, Парамушир и Шестого (Шококи, или Райкоке), но во время плавания были отнесены тайфуном к Шестнадцатому (Итуруп), а затем назад к Парамуширу. Пришлось на поврежденном бурей судне возвращаться на Камчатку(35). Тем не менее, в 1722 г. И.Евреинов составил первую карту Камчатки и Курил на математической основе и передал ее Петру I(36) . Поскольку по этой карте Пётр I не получил отчётливого представления о расположении Азии и Америки, то его давний интерес к проблеме северовосточного прохода не был удовлетворён(37).

Экспедиция к Берингову проливу (начало XVIII века)

В связи с решением Петра о создании российского флота требовались люди с опытом дальних морских походов и специалисты по строительству кораблей. В 1697 г. из России в Западную Европу отправилось руководимое Петром I "Великое посольство". Одной из его задач являлось привлечение профессионалов для морской службы. Во время поездки были завербованы 900 специалистов(38). Приглашенные иностранцы проработали в России много лет и большинство из них осталось здесь жить(39). В 1703 г. российский адмирал Корнелий Иванович Крюйс по поручению Петра I опять начал набирать в Европе опытных моряков на российскую службу. Так и попал в военно-морской флот России молодой датчанин Витус Йонассен Беринг, закончивший морскую офицерскую школу в Амстердаме и только что возвратившийся из плавания в Индию(40). Беринг добросовестно прослужил на российском флоте 20 лет и в феврале 1724 г. ушел в отставку, но в Данию не вернулся(41).

18 декабря 1724 г. на ассамблее у адмирала Н.Ф.Головина в Санкт-Петербурге Пётр I завел разговор о необходимости открытия и освоения ближайших к Азии берегов Америки, он распорядился найти для этого штурмана и подштурмана, "которые в Нордной Америке бывали", но в России таковых не оказалось, и тогда член адмиралтейств-коллегий вице-адмирал Т.П.Сандерс предложил в руководители экспедиции по поиску берегов Америки кандидатуру своего зятя В.Беринга, капитана второго ранга в отставке, 43 лет от роду. Генерал-адмиралу российского флота Федору Матвеевичу Апраксину Беринг был известен как опытный и исполнительный командир, и Петр I одобрил эту кандидатуру. Через пять дней последовал указ об организации экспедиции для решения вопроса о месте, где Азия "сошлась с Америкой", и поиска прохода из Ледовитого океана в Китай и Индию(42).

Адмиралтейств-коллегия приняла Беринга на службу во флот с присвоением чина капитана первого ранга и назначила его в Камчатскую экспедицию, поскольку он "в Ост-Индии был и обхождение знает"(43). Спустя две недели Петр I написал инструкцию для Камчатской экспедиции и назначил её командиром Витуса Беринга, а его помощниками лейтенантов Алексея Ильича Чирикова и Мартина Петровича Шпанберга. Экспедиция была поручена попечению Ф.Апраксина. В своей инструкции В.Берингу Петр I, руководствуясь первой печатной дальневосточной "Картой Камчадалии, или Эдзо" И.Гомана (1722 г.)(44) , предписал отыскать за Тихим океаном идущую к северу землю и проход между Азией и Америкой и, утвердившись там, заняться освоением вновь открытых земель. Но самому В.Берингу о целях экспедиции с Петром I побеседовать не удалось, ибо тот вскоре заболел и умер.

Часть экспедиции под командой А.Чирикова отправилась из Санкт-Петербурга 24 января 1725 г., а В.Беринг с М.Шпанбергом и остальными - 5 февраля. Инструкция для этой секретной экспедиции и набор карт Гомана были выданы Берингу только в день выезда, чтобы о ее цели не смогли через него узнать другие иностранцы.

Прибыв в Енисейск летом 1725 г., Беринг встретил исследователя Сибири Даниила Готлиба Мессершмидта. Уроженец Данцига, он с 1711 г. находился на русской службе. По договору с Петром I он в 1720-1727 гг. собирал географические, биологические, ботанические и этнографические сведения о Сибири(45). У него оказалась старая карта "Татарии" Витсена (1690 г.), на которой в районе Чукотки на северо-восток уходил полуостров. На карте была надпись “не известно, соединяется ли полуостров на северо-востоке с Америкой” . Согласно другим источникам, у Д.Мессершмидта была копия, снятая с “Общего чертежа Сибири” С.Ремезова. На этой карте на востоке Чукотки располагался выступающий в море “необходимый” (неподдающийся прохождению) мыс, неизвестно чем оканчивающийся(46). Там же В.Берингу стало известно, что русские прежде обходили Чукотку (вероятно имелись в виду С.Дежнев и Ф.Попов)(47). Пролив, по которому они проходили, изображён на другой карте С.Ремезова(48) . Учитывая сказанное, В.Беринг решил искать место сближения Азии с Америкой у Чукотского полуострова(49).

В 1726 г. в Якутске И.Козыревский составил для В.Беринга “Чертёж (план) Камчатки и морским островам” с описанием Курил(50).

От Якутска до Охотска был самый тяжелый участок пути: с июня 1726 г. по январь 1727 г. экспедиция преодолела свыше 1000 км через необитаемые территории с горами, чащами, болотами и порожистыми реками. Осенью 1727 г. всего за две недели 69 человек из Охотска переправились через Охотское море на Камчатку. Для этого использовали старую лодию и вновь построенный шитик "Фортуна", т.е. плоскодонное парусно-гребное судно длиной 15 м, шириной 4 м, грузоподъемностью 24 т. Доски обшивки шитика обычно "нашивались", то есть крепились к днищу кожаными ремнями из оленьих кож, из них же шили прямой парус и снасти, а пазы проконопачивали мхом.

Зимой команда пересекла Камчатку на собаках, преодолев 900 км. В низовье реки Камчатка, в лиственничной тайге стоял Нижнекамчатский острог. Там весной 1728 г. построили бот “Святой Гавриил" - судно для прибрежного плавания, с палубой и косым парусом; длина его 18м, водоизмещение 80 т; экипаж 40 человек. Предусмотрительно на год вперед запасли провиант: оленину, рыбу, соль и вино(51). Следуя на боте вдоль азиатского побережья к северу, Беринг с 43 спутниками за вторую половину июля и август 1728 г. прошли пролив, достигли Чукотского моря и вернулись назад, в Нижнекамчатский острог. Это плавание окончательно подтвердило, что Азия отделена от Америки, хотя мореплаватели из-за тумана так и не увидели восточного (американского) берега. В.Беринг посчитал, что задание Петра I выполнено. Поэтому к марту 1730 г. он возвратился в Санкт-Петербург и передал донесение императрице Анне Иоанновне(52). За долговременную службу и труды в плавании его произвели в капитан-командоры(53).

В это же время сибирский казачий голова Афанасий Фёдорович Шестаков предложил сенату организовать большую экспедицию с целью освоения дальневосточных земель, в том числе островов Тихого океана, включая Курильские. Он прибыл в Санкт-Петербург в конце 1724 г. Имея не дошедший до нас “чертёж” И.Козыревского 1713 г., на котором находились надписи об островной торговле и сборе ясака в 1714-16 гг., материалы И.Евреинова и Ф.Лужина, а также данные опросов местных жителей, он составил в 1726 г. свой “чертёж” Дальнего Востока(54) . В начале 1727 г. предложение А.Шестакова было одобрено сенатом и принято Екатериной I, поскольку “...те земли прилегли к Российским владениям, ни у кого не подвластны и к содержанию и владению под Российскою державою нетрудны”(55). Шестаков выехал из Санкт-Петербурга в июне 1727 г. в звании командира Северо-восточного края. Но эта экспедиция оказалась малоуспешной.

Успехом увенчалось другое путешествие. В эту экспедицию входили подштурман Иван Федоров, топограф Михаил Спиридонович Гвоздев и команда из 39 человек. 23 июля 1732 г. на боте "Святой Гавриил" они вышли из Нижнекамчатска "для проведывания морских островов и Большой Земли". Находясь в Беринговом проливе, экспедиция подошла 21 августа к берегам Америки и 28 сентября вернулась в устье реки Камчатки(56). Таким образом, И.Федоров первым увидел противолежащие берега Азии и Америки и занёс их на карту(57), но отчеты об этом плавании стали известны только в 1741 г.(58).

Вторая Камчатская экспедиция (середина XVIII века)

Неожиданно для В.Беринга, Сенат обвинил его в том, что он якобы нарушил установку царской инструкции, изменив курс плавания и не найдя американских берегов. Беринг признал свою ошибку и тут же вызвался исправить ее, повторив свое плавание. Сенат дал задание Академии наук составить маршрут нового плавания к востоку от Камчатки для поиска северозападных берегов Америки согласно инструкции Петра I, то есть “возле земли, которая идет на норд”, не связанной с материком, и если она не окажется частью Америки, то искать место, где они соединяются(59) . Академик астрономии Академий наук Санкт-Петербурга и Парижа, профессор Сорбонны картограф и географ Жозеф-Николя Делиль, младший брат Г.Делиля, составил в 1731-1732 гг. для Сената карты и объяснительную записку для определения маршрута Второй Камчатской экспедиции согласно представлениям того времени о Дальнем Востоке. Составленный им маршрут плавания с Камчатки к Северной Америке соответствовал разным вариантам карт И.Гомана (1731 и 1732 гг.): в обход “Земли Гамы” с юга до места соединения либо раздела с Америкой(60). Делиль утверждал: “Земля Жуана де Гама найдется под 48°с.ш., ежели оную искать будут с Камчатки на юг”, предполагая ее соединение с Америкой севернее Калифорнии. Однако при этом он оговорился, что источников сведений о "землях" обнаружить не смог(61). И далее: "На сей земле, где был Гама, сколько мне известно, ещё никто не был, и, следовательно, там не можно ещё ни какой державе иметь своего владения". А вот его мнение о существовании предполагаемого пролива: "Токмо я того утверждать не могу, есть ли пролив Анианский или нет, ибо может быть, что токмо думают, что есть"(62).

17 апреля 1732 г. последовал указ императрицы о назначении В.Беринга начальником экспедиции. Помощниками, как и в Первой экспедиции, были Чириков и Шпанберг. При обсуждении плана этой экспедиции сератом, адмиралтейств-коллегией и Академией Наук было сделано заключение, что предыдущая не выяснила, насколько далеко отстоит Америка от Азии(63). В указе от 2 мая целью экспедиции определялась программа исследований, строго засекреченная и рассчитанная на шесть лет, но экспедиция продолжалась с 1733 по 1743 год. В одном из пунктов указывалось, что в апреле 1730 г. на "Чукоцкий нос" приходили люди с "морского острова", поэтому надо проведать Большую Землю (Аляску)(64). В указе говорилось о торговле с Америкой и островами, расположенными между ней и Камчаткой, о приведении их жителей в подданство России, о наложении на них ясака, о выяснении линии границ владений европейских государств в Америке, а в Азии - Китая и Японии(65).

Указ Сената от 28 декабря 1732 г. гласил, что Первая Камчатская экспедиция не установила, сходятся ли берега американские с берегами Азии(66), и это следует выяснить Второй Камчатской экспедиции. Сенат, как и Петр I, считал мифическую Землю де Гамы частью Америки и предписывал искать в первую очередь её, чтобы вдоль берега этой "Земли" плыть к Америке(67). Хотя Чириков не был согласен с маршрутом, но указ самодержицы всероссийской, правительствующего Сената и адмиралтейской коллегии от 21 февраля 1733 г. оставил в силе предписание, чтобы "суда в вояж шли по предложению и мнению профессора Делила и по их общему рассуждению. И когда самые американские берега тамо найдутся, то на оных и побывать и разведать подлинно, поставить на карту и потом итти подле берегов и к камчатским берегам могли по тамошнему климату возвратиться в благополучное время"(68).

Составленную им карту Жозеф Делиль передал профессору астрономии Санкт-Петербургской Академии наук Луи Делилю Делакройеру, своему сводному брату, прикомандированному к экспедиции для проведения астрономических и физических наблюдений.

В.Беринг, А.Чириков и М.Шпанберг со своими командами, отбыв из Санкт-Петербурга весной 1733 г., только через четыре года добрались до порта Охотск . Отряд М.Шпанберга в 1738 и 1739 гг. ходил на построенных здесь же судах от Охотска вдоль Курильской гряды до южнокурильского острова Уруп и даже до японского острова Хондо. Сам М.Шпанберг на бригантине "Архангел Михаил" водоизмещением 300 т, с экипажем из 63 человек, прошли те места, где должна была находиться Земля Гамы и не обнаружил её(69) , ценных руд на островах не нашел и завязать торговые отношения с Японией не сумел.

Поскольку крупные суда для плавания к Америке еще не были построены, помощник командира А.Чириков решил весной 1740 г. совершить на "Архангеле Михаиле" пробный рейс к северо-востоку от Камчатки. Там он намеревался достичь западной стороны Америки, затем пройти на север до места, противолежащего Чукотскому носу, и к осени вернуться в Охотск. Однако В.Беринг не разрешил ему осуществить этот план, чтобы не нарушать инструкцию Сената от 28.12.1732 г.(70)

Летом 1740 г. в Охотске построили два пакетбота (трехмачтовые пассажирские суда длиной 25 м, грузоподъемностью 100 т). Одним из них ("Святой Петр") командовал начальник экспедиции Витус Беринг, другим ("Святой Павел") - его помощник Алексей Чириков. На них в сентябре того же года экспедиция пересекла Охотское море, обошла Камчатку с юга и 6 октября 1740 г. пришла в Авачинскую бухту, расположенную на восточном побережье этого полуострова. Гавань внутри бухты Беринг назвал по именам пакетботов:

Святых апостолов Петра и Павла, а поселок корабелов стал основой будущего города Петропавловска-Камчатского. Здесь продолжалось оснащение судов для дальнего плавания. В камчатских острогах сумели заготовить провианта всего лишь на полугодичное плавание. Команды питались олениной и сушеной рыбой, закупленной у аборигенов Камчатки - ительменов, горячую еду готовили из ржаной муки, выдававшейся по 0,5 кг на человека в день(71). Эта вынужденная экономия, возможно, ускорила впоследствии заболевание цингой моряков на судах Беринга и Чирикова(72). Всю зиму офицеры экспедиции обсуждали предстоящее плавание курсом на восток и северо-восток(73). А 4 мая 1741 г. собрался совет офицеров и штурманов для определения курса на основании представленной Л.Делакройером карты и согласно инструкциям государственной адмиралтейской коллегии (пп. 9, 10 и 17) и правительствующего Сената (п. б). На этой злополучной карте была нанесена фантастическая Земля Гамы, само существование которой уже опровергло плавание Шпанберга в 1739 году(74). Было намечено сначала искать "Землю Жуана де Гама" по курсу восток-юго-восток до 46° с. ш., с отклонением примерно на 13° по долготе, а затем следовать на северо-восток и далее до Америки, потом к Чукотке и, наконец, на юг, с возвращением к концу сентября. Под решением подписались два капитана, четыре лейтенанта, два флотских мастера, штурман и последним - профессор Л.Делакройер(75). Все неудачи и беды экспедиции были предопределены неправильно выбранным курсом, принятым в результате заблуждения, и пустой тратой времени на навязанные поиски этой заведомо несуществующей суши(76), легенда о которой, к сожалению, прочно засела в сознании верховных распорядителей.

Плавание Беринга и Чирикова к Америке (1741 год)

Выйдя из Авачинской бухты 4 июня, суда взяли курс на юго-восток и прошли по координатам мифической "Земли Гамы". Не найдя ее, они 13 июня повернули на северо-восток, а 21 июня на широте 50° и примерно в 200 км от Алеутской гряды из-за тумана и шторма суда потеряли друг друга и после трех дней безрезультатных взаимных поисков продолжили дальнейшее плавание раздельно . Однако решающее время хорошей погоды было уже упущено.

Наконец, 20 июля "Святой Петр" достиг острова Каяк возле американского материка. Уже утром следующего дня судно отправилось в обратный путь на Камчатку вдоль цепи Алеутских островов.

Штилевая пора заканчивалась, приближалось время жестоких штормов. Из-за однообразной скудной пищи 31 августа у команды началась цинга. Первым заболел измученный непосильными трудами долгой экспедиции ее начальник. Однако зимовать в неизведанных землях было рискованно из-за недостатка провизии. На борту оставались только ячневая крупа, горох, соленое мясо, ржаная мука и сухари. В.Беринг спешил на Камчатку, но неблагоприятные ветры и частые туманы отдалили время возвращения мореплавателей.

Теперь известно, что цинга, или гиповитаминоз аскорбиновой кислоты, вызывается недостатком поступления с пищей витамина С, который защищает организм от брлезней и старения(77).

Между тем, на Камчатке произрастает свыше 40 видов растений, обладающих противоцинготными свойствами. Местные жители, употребляя их в пищу, успешно предупреждают заболевание цингой. В числе этих растений -8 видов из семейства розоцветных, 6 - капустных и по 3 - брусничных, маревых и сосновых(78). Однако мореходы не запаслись витаминными и противоцинготными продуктами на время плавания. Не приготовили даже квашеной зелени. Хотя было известно, что в 1739 г. в команде М.Шпанберга за время трехмесячного похода в сторону Японии 11 человек (четверть экипажа) умерло от цинги(79), а этого, наверное, не было бы, если бы команда заранее заквасила листья пищевых растений - черемши, борщевика, шеломайника, насушила клубни лилии и черемши, листья брусники, водяницы, а также хвою кедрового стланика.

Цинга косила людей, а нужных для её лечения медикаментов не было, даже доброкачественной пресной воды не хватало. В начале сентября, во время кратковременной стоянки пакетбота у о.Натай похоронили первую жертву болезни - матроса Никиту Шумагина. Взятая на острове вода оказалась плохой - солоноватой, хотя врач и натуралист Георг Вильгельм Стеллер предлагал другой, находившийся поблизости источник с хорошей водой. Он собрал для себя и В.Беринга (с которым занимал одну каюту) ложечную траву, горечавку, щавель и другие травы от цинги. И безуспешно просил дать ему в помощь матроса, чтобы сделать запас лечебного сырья для всей команды(80).

В начале октября болели уже больше половины команды, у многих отнялись руки и ноги. 10 октября во время сильнейшего шторма старший офицер судна, лейтенант Свен Ларссон Ваксель пытался убедить страдающего приступом цинги капитан-командора согласиться зазимовать на островах, поскольку достичь Камчатки при сложившихся обстоятельствах не удастся, однако согласия не получил(81).

Обессиленная цингой и штормами команда еле справлялась с управлением судном и сменой парусов. Здоровыми оставались всего несколько человек. Натолкнувшись, наконец, 5 ноября на спасительную землю, провели совет, и капитан приказал готовиться к высадке. На необитаемом острове они нашли приют и пищу. Однако изнуренные болезнями путешественники продолжали умирать. К 8 января умер 31 человек (40% команды), в том числе и Беринг, именем которого позже был назван этот остров.

Стараниями Г.Стеллера цинга была к весне побеждена(82). В пищу использовали свежее мясо белых куропаток и морских зверей: калана, тюленей, кита, но самым целебным оказалось мясо морской коровы (млекопитающее из отряда сиреневых, обитатель морских мелководий). Растительную пищу составляли клубни лилии, стебли борщевика, листья медуницы и гирчовника, корни дикого сельдерея и горца, побеги кипрея. Из ложечной травы и сердечника делали салат, а чай заваривали из листьев брусники, грушанки и вероники(83).

После девяти месяцев пребывания на острове члены команды окрепли, с наступлением лета построили из обломков старого судна небольшое новое, и на нём добралась до родной гавани, куда прибыли 27 августа 1742 г. Пакетбот "Святой Павел" тоже достиг берегов Америки и вернулся в Авачинскую бухту в намеченный срок, 11 октября 1741 г., но из 75 человек команды шестеро умерли от цинги, в том числе и профессор Л.Делакройер(84).

В результате исследовательских походов по пространствам Северовосточной Азии и плаваний по морям Дальнего Востока, в 1746 г. появился Академический атлас России, включивший северные и восточные российские берега , в том числе гряду Курильских островов .

В 1755 г. участник Второй Камчатской экспедиции С.П.Крашенинников к своей книге "Описание земли Камчатки" приложил карту Дальнего Востока , а спустя 19 лет эта карта фигурировала в другой книге с таким же названием, которая вышла в Германии по материалам его товарища по камчатским походам Г.Стеллера. Наконец, Географический департамент Академии наук составил обобщённую “Новую карту Российской империи 1786 г.” .

Заключение

Подытожим историю поисков и открытий Великого Прохода. В XVII-XVIII веках в России существовали два разных представления об описываемом регионе. Первая версия предполагала, что северо-восточная часть Азии находится очень близко от северо-западной оконечности северного континента Америки. На карте Зальтерио 1568 г. на месте Берингова пролива изображен пролив Аниан, весьма небольшой ширины, как и есть на самом деле. Однако в связи с немирными настроением и поведением местных чукчей, бедностью этой части Азии ценными мехами и труднодоступностью пролива (из-за зимних непроходимых льдов) северо-восточная часть Чукотского полуострова долго оставалась необследованной.

По другой версии (атлас Блеу), между северными частями Азии и Америки значилось пространство в несколько тысяч километров, а если это так, то достичь соседнего континента было бы надежнее, направившись к нему не от Чукотского полуострова, а от Камчатки мимо островов Итуруп, Уруп и Хоккайдо, ориентируясь примерно на Калифорнию. Несмотря на то, что Алексей Чириков правильно указал местоположение Америки и небольшое удаление Аляски от Чукотского полуострова, ему был противопоставлен авторитет западноевропейской науки и ошибочное заключение Жозефа Николя Делиля, что впоследствии обернулось непомерными потерями жизней мореходов(85). Географические проблемы мирового значения были разрешены лишь путем организации ряда российских экспедиций, предпринятых из Восточной Сибири. Это были мероприятия в масштабе страны, в них проявились настойчивость и героизм российских мореплавателей.

Прошло еще два века. В России были построены ледоколы, с помощью которых в 1932 г. был проложен Северный морской путь от Баренцева до Берингова и Японского морей. Им пользовались десятки лет, что способствовало развитию поселений на берегах Северного Ледовитого океана. В настоящее время силами Российской Федерации и соседних стран создается международное акционерное общество "Северный морской путь" для перевозок промышленной продукции Севера .

Функционированию Северного морского пути благоприятствует глобальное потепление климата. Как утверждают ученые, оно вызовет таяние прибрежных льдов Северного Ледовитого океана. И уже к 2010 году у побережья Северной Азии ожидается появление незамерзающего водного прохода, обеспечивающего круглогодичную навигацию. К слову сказать, интенсивное таяние вечной мерзлоты с наполнением атмосферы углекислым газом и метаном создает парниковый эффект, вследствие чего в океан обрушивается обращенная к Арктике береговая полоса Евразии. Суша России ежегодно отступает на 40 м.

В заключение можно сказать, что Берингов пролив сохраняет непреходящее значение для связи российских регионов между собой. Возможно, что в перспективе он сыграет более важную роль в международных грузоперевозках.

© Лев Соломонович Ковнат
Научно-исследовательский институт Рыбного хозяйства и океанографии

К оглавлению номера

Примечания
  • (1) Томилин А.Н. Как люди открывали свою землю. Л., 1981. С. 54.
  • (2) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Русские географические открытия и исследования. М., 1971. С. 59.
  • (3) Сергеев М.А. Курильские острова. М., 1947. С. 37.
  • (4) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Указ. соч. С. 100.
  • (5) Ефимов А.В. Из истории великих русских географических открытий. М., 1971. С. 81.
  • (6) Берг Л.С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга. М.; Л., 1946. С. 47.
  • (7) Полевой Б.П. Новое открытие Камчатки. Т. 1. Петропавловск-Камчатский, 1996. С. 50.
  • (8) Русские арктические экспедиции XVII-XX вв. Сборник. Л., 1964. С. 130, 138.
  • (9) Русские землепроходцы и мореходы. М, 1982. С. 54.
  • (10) Там же. С. 55.
  • (11) Берг Л.С. Указ. соч. С. 22.
  • (12) Идз М.Д. Витамины и минеральные вещества. СПб., 1996. С. 192.
  • (13) Берг Л.С. Указ. соч. С. 122.
  • (14) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов. Южно-Сахалинск, 1982. С. 38.
  • (15) Там же. С. 27; Стеллер Г.В. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки, 1741-1742. М., 1995. С. 37.
  • (16) Ваксель С. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. Л.; М., 1940. С. 14.
  • (17) Идз М.Д. Указ. соч. С. 200.
  • (18) Там же. С. 193.
  • (19) Берг Л.С. Указ. соч. С. 7.
  • (20) Там же. С. 9-10.
  • (21) Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане. М., 1948. С. 67.
  • (22) Там же. С. 74.
  • (23) Ефимов А.В. Из истории великих русских географических открытий...С. 130.
  • (24) Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане... С. 67.
  • (25) Полевой Б.П. Трехсотлетие со дня рождения Витуса Беринга // Известия Всесоюзного географического общества. Т. 13. Вып. 6. Л., 1981. С. 466, 468.
  • (26) Берг Л.С. Указ. соч. С. 51.
  • (27) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Указ. соч. С. 180; Берг Л.С. Указ. соч. С. 46, 47
  • (28) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 17.
  • (29) Сергеев М.А. Указ. соч. С. 69.
  • (30) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 20.
  • (31) Берг Л.С. Указ. соч. С. 177.
  • (32) Там же. С. 177.
  • (33) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 27.
  • (34) Полевой Б.П. Трехсотлетие со дня рождения Витуса Беринга // Известия Всесоюзного географического общества. Т. 13. Вып. 6. Л., 1981. С. 467.
  • (35) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 30.
  • (36) Сергеев М.А. Указ. соч. С. 70-71.
  • (37) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Указ. соч. С. 192.
  • (38) Бортовой журнал Аэрофлота. Авг.-сент., 1998. С. 14.
  • (39) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Указ. соч. С. 212.
  • (40) Стеллер Г.В. Описание плавания из Камчатки в Америку. М., 1992. С. 9.
  • (41) Пасецкий В.М. Витус Беринг. М, 1982. С. 13.
  • (42) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Указ. соч. С. 191.
  • (43) Берг Л.С. Указ. соч. С. 84.
  • (44) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 33.
  • (45) Пасецкий В.М. Указ. соч. С. 23.
  • (46) Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане... С. 72; Ефимов А.В. Из истории великих русских географических открытий...С. 127, 128, 142.
  • (47) Берг Л.С. Указ. соч. С. 47-48.
  • (48) Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане... С. 75.
  • (49) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 39-40.
  • (50) Там же. С. 41.
  • (51) Стеллер Г.В. Описание плавания... С. 17.
  • (52) Пасецкий В.М. Указ. соч. С. 30-31.
  • (53) Там же. С. 168.
  • (54) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 34-36.
  • (55) Там же. С. 44; Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане... С. 158.
  • (56) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Указ. соч. С. 197.
  • (57) Берг Л.С. Указ. соч. С. 103.
  • (58) Пасецкий В.М. Указ. соч. С. 46.
  • (59) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 40.
  • (60) Там же.
  • (61) Лебедев Ю.М., Есаков В.А. Указ. соч. С. 200.
  • (62) Берг Л.С. Указ. соч. С. 121-122.
  • (63) Там же. С. 120.
  • (64) Там же. С. 130-131.
  • (65) Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане... С. 155.
  • (66) Берг Л.С. Указ. соч. С. 90.
  • (67) Стеллер Г.В. Описание плавания... С. 138.
  • (68) Ваксель С. Указ. соч. С. 161, Берг Л.С. Указ. соч. С. 123.
  • (69) Берг Л.С. Указ. соч. С. 173.
  • (70) Там же. С. 188.
  • (71) Ваксель С. Указ. соч. С. 52.
  • (72) Пасецкий В.М. Указ. соч. С. 125.
  • (73) Ваксель С. Указ. соч. С. 54.
  • (74) Берг Л.С. Указ. соч. С. 189
  • (75) Ваксель С. Указ. соч. С. 161-162.
  • (76) Берг Л.С. Указ. соч. С. 189.
  • (77) Идз М.Д. Указ. соч. С. 27.
  • (78) Ефимов А.В. Из истории великих русских географических открытий. М., 1971.
  • (79) Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов... С. 67.
  • (80) Берг Л.С. Указ. соч. С. 223-224.
  • (81) Стеллер Г.В. Дневник... С. 85.
  • (82) Стеллер Г.В. Описание плавания... С. 141.
  • (83) Стеллер Г.В. Дневник... С. 133.
  • (84) Ваксель С. Указ. соч. С. 156.
  • (85) Ефимов А.В. Из истории русских экспедиций на Тихом океане... С. 139.