Цареубийство в Михайловском замке: выставка в Санкт-Петербурге

Цареубийство в Михайловском замке: выставка в Санкт-Петербурге

22 марта 2201 г. в Санкт-Петербурге, в филиале Государственного Русского музея, Михайловском замке, открылась выставка "Цареубийство 11 марта 1801 года" В ней приняли участие Государственный Эрмитаж, Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина", Государственные музеи-заповедники "Павловск" и "Петергоф", Российская национальная библиотека, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный исторический архив и ряд других учреждений.

Следует сразу отметить, что выставка в действительности гораздо шире заявленной в названии темы. Она практически посвящена всей истории царствования Павла I. Здесь представлены крупные разделы, освещающие внутреннюю и внешнюю политику, военную историю павловской эпохи. К сожалению, архитектурные особенности помещений, отведенных под выставочные залы, таковы, что галерею портретов оказалось возможным поместить только в самом последнем зале. Таким образом, посетители сначала знакомятся с экспозицией, а затем осматривают портреты убитого царя, начиная с детских. Среди последних - чудесные изображения Павла-ребенка работы Ф.С.Рокотова и Ж.Л.Вуаля. Писал Рокотов Павла и взрослым и тоже блестяще. Выразителен Павел и на портрете В.Л.Боровиковского. Следует отметить, что не существует, наверное, другого человека, чьи многочисленные изображения настолько отличались бы одно от другого. На портретах В.Линея и Д.Чапмена Павел предстает неузнаваемым. Дело тут в мастерстве живописца или в изменчивом облике русского императора - вопрос спорный. Привлекает к себе внимание акварель Вольдемара Штакельберга "Звезда над кедровой аллеей. Иллюминация в первую годовщину рождения великого князя Павла Петровича 20 сентября 1755 г", явно навевающая масонские ассоциации.

Особый зал отведен под уникальный экспонат, впервые выставляющийся на всеобщее обозрение. Это картина неизвестного художника, изображающая траурную процессию 2 декабря 1796 года - перенос праха отца Павла - Петра III из Александро-Невской лавры в Зимний дворец в связи с ритуалом его перезахоронения. Эта картина представляет собой рулон длиною 15, 8 метров и шириной 75 сантиметров, на котором изображена траурная процессия. Зарисовка сделана акварелью, гуашью, белилами и пером на бумаге, наклеенной на холст. "Создание подобного памятника - явление достаточно редкое в графическом искусстве XVIII века и свидетельствует о важности события, каковым оно являлось для императорского дома и в первую очередь для самого Павла I", - пишет в статье об этом произведении, помещенном в Каталоге выставке, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Г.А.Принцева. Перезахоронение было призвано как закрепить законные права Павла на наследование, которые Екатерина, по слухам, доходившим до него, намеревалась передать его сыну, своему внуку, Александру, так и восстановить память о Петре III, воздав ему императорские почести. Была совершена эксгумация его останков, которые после церемонии поцелуев праха были торжественно переложены в обитый золотым глазетом гроб. Этот гроб был собствеенноручно коронован Павлом с возложением на него Большой императорской короны. Затем он был торжественно перемещен в Зимний дворец и совместно с останками Екатерины II захоронен в Петропавловской крепости. Именно с этого события началось недовольство новым императором среди дворян екатирининской гвардии. Рисунок, изображающий траурную церемонию, создан "по горячим следам" этого события, состоявшегося в декабре 1796 г. Его можно долго разглядывать, угадывая участников процессии, среди которых, по распоряжению Павла, шли убийцы Петра III, благополучно дожившие до перезахоронения. Изображение идущих в одном порыве людей в длинных плащах очень динамично и экспрессивно, и автору этих строк напомнило работы Гойи.

Мундир Пала опровергает расхожее мнение о том, что он был маленьким и неказистым. Несмотря на время, за которое ткань могла сесть и усохнуть, это мундир широкоплечего человека нормального роста. А туфли (примерно 43 размера) эту мысль лишь подтверждают.

О внутренней политке Павла рассказывают медали, монеты новой чеканки, бумажные государственные ассигнации, знаменитый указ о престолонаследии, впервые четко регламентировавший процедуру передачи власти. Особое внимание привлекает небольшой листок - "Перечень слов, употребление которых запрещается, и перечень слов, употребление которых взамен запрещенных повелевается"(ноябрь 1796), представленный ГАРФ. Приведем его:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Обозреть

Выполнить

Степень

Пособие

Отряд

Общество

Гражданин

Отечество

ПОВЕЛЕВАЕТСЯ:

Осмотреть

Исполнить

Класс

Вспоможение

Деташамент, команда

Собрание

Купец, мещанин

Государство

Борьба с французским революционным духом велась в том числе запрещением слов, которые могли ассоциироваться в обществе с лексикой революционной Франции.

Большой раздел выставки посвящен армии 1796-1801 гг. Здесь взгляд приковывает большая и весьма необычная картина Е.И.Ботмана (свободная копия с произведения И.Б.Лампи Младшего 1802 г.), на которой изображены Павел с сыновьями Константином и Александром и венгерским эрц-герцогом Стефаном-Иосифом на конях. Это четверо красивых, благородных и прекрасно сидящих в седле военных.

На стенах большое число литографий, изображающих солдат и офицеров всех родов войск; ордена; некоторые виды вооружения. А изображение знамен и штандартов неизвестным художником настолько изящно и красиво, что само по себе является произведением искусства.

Среди многочисленных портретов окружения Павла (в основном из собраний Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея) производит сильное впечатление портрет И.П.Кутайсова работы неизвестного художника, на котором изображен умный, ловкий, галантный, ироничный сановник, начинавший турчонком-брадобреем в царских покоях. Необыкновенно выразителен на всех портретах А.А.Аракчеев.

Конечно, особый интерес публики вызывает небольшой зал, посвященный собственно заговору и убийству. Здесь они видят портреты всех заговорщиков и в том числе одной женщины - О.А.Жеребцовой, сестры Платона Зубова работы Ж.Л.Вуаля. Табакерка Н.А.Зубова, которой по преданию ударили в висок Павла (вряд ли могла стать причиной его смерти - слишком маленькая и на вид легкая). А вот офицерский шарф Павла (его носили на поясе) из шелковых золоченых нитей дивной красоты вполне мог послужить орудием убийства. Рядом - ночная рубашка из льна, в которой Павел был в роковую ночь, но она девственно чистая. Как указано на этикетке к этому экспонату, рубашка в свое время прошла реставрацию, во время которой пятна крови были удалены.

К открытию выставки выпущен замечательного качества каталог, включающий помимо перечня экспонатов статьи: М.Б.Асварищ. Павел I. Портрет на фоне эпохи; Г.А.Принцева. Траурная процессия 2 декабря 1796 г. - перенос праха Петра III из Александро-Невской лавры в Петропавловскую крепость; Е.Я.Кальницкая. Михайловский замок: хроника трагедии; А.А.Литвин. Цареубийство 11 марта 1811 г. в документах Государственного архива Российской Федерации.

© М.П.Мироненко, "Два века"

К оглавлению номера