Роль и участие А.Д.Меншикова в создании триумфальных арок первой четверти XVIII века

Дмитрий Зелов

Роль и участие А.Д.Меншикова в создании триумфальных арок первой четверти XVIII века

Правление Петра I вошло в историю России как эпоха грандиозных перемен. Они сопровождались резким расширением самых разнообразных контактов с зарубежными странами, прежде всего со странами Западной Европы. Особенностями этого времени стали: становление и доминирование светского начала в культурной жизни страны, готовность и стремление к познанию и к взаимному общению с культурами других народов.

Одним из наиболее эффективных способов общения является празднество. Как удачно сформулировал отечественный исследователь А.И.Мазаев, "праздник - это коммуникация по поводу свободы", т.е. самые разнообразные формы и способы общения людей между собой и обмена информацией в свободно-непринужденной атмосфере веселья, удовольствия, радости и счастья.

Александр Данилович Меншиков активно поддерживал нововведения царя-преобразователя в самых различных сферах.

А.Д.Меншиков. Неизвестный художник, 1710-1720-е гг.
А.Д.Меншиков.
Неизвестный художник, 1710-1720-е гг.

Триумфальная арка как архитектурное сооружение, призванное прославлять победителя, впервые появилась в Древнем Риме, и затем оттуда эта традиция была перенята Западной Европой, а от нее пришла и в Россию. Смысл и предназначение триумфальной арки помимо памятного знака, призванного запечатлеть триумф конкретного победителя, заключался в прохождении победившего войска под ее сводом. Триумфальное шествие обладало глубоким символическим значением: проход под воротами имел сакральные функции, ибо освящал победу. Этот символ идет из глубокой древности: человек с незапамятных времен выделял дверные и воротные проемы, соединяющие внешнее пространство с внутренним. Вход во внутреннее пространство означал защиту и кров того помещения, куда преступал входящий.

Триумфальная арка предполагала отдельно стоящее архитектурное сооружение, поэтому ее архитектурная форма явилась новшеством для России. Новшеством было и функциональное назначение триумфа - сама идея прославления как награды за личную доблесть была новой для традиционного православного сознания, возносившего молитвы Всевышнему за дарованную всему народу победу. Столь же незнакомой была вся система аллегорий и символов, основанных на античных мифах и легендах, сюжеты которой были обильно представлены на триумфальных арках Западной Европы, а теперь оказались и в России. Поначалу это создавало большие трудности в понимании и правильной интерпретации изображенного, но постепенно, в процессе популяризации триумфов и привыкания к ним, сложностей с правильным прочтением символов и аллегорий становилось все меньше и меньше.

Триумфальные въезды петровского времени - это торжественная встреча горожанами победившей армии. Впервые подобный светский военный праздник был организован Петром I в сентябре 1696 г. в честь взятия Азова в Москве. В дальнейшем триумфальные въезды победителей в город становятся довольно частым явлением.

С начала первых побед России в Северной войне Меншиков начинает возведение в Москве на свои средства триумфальных ворот. Это были временные деревянные сооружения, обильно украшенные всевозможными картинами, рисунками, изображениями, эмблемами, статуями. После очередного триумфа они разбирались.

Меншиков возводил триумфальные врата в первопрестольной в 1702, 1703, 1704, 1709 и 1721гг. Естественно, что поскольку Меншиков занимал особое положение в государстве, то он был единственным, кто мог себе позволить регулярное строительство триумфальных арок как частное лицо, ибо большая часть московских арок возводилась за счет средств разных сословий.

Триумфальные ворота Меншиков возводил напротив своей усадьбы на Мясницкой улице.

Врата при дворе его светлости князя Меншикова. Гравюра П.Пикарта, 1710 г.
Врата при дворе его светлости князя Меншикова.
Гравюра П.Пикарта, 1710 г.

Триумфальные арки 1709 и 1721 гг. построил известный архитектор Иван Зарудный. Ворота 1704 г. были самыми пышными среди всех семи ворот в том году в Москве. Судя по печатному описанию, они были перегружены самыми разнообразными мифологическими и историческими аллегориями, призванными прославлять доблести и ратные подвиги Меншикова, а также милости, оказанные ему царем.

В 1714 г. во время очередного русского триумфа в честь Гангутской баталии Меншиков возвел триумфальную арку в новой столице напротив своего дворца на Васильевском острове. Поскольку триумф 1714 г. был триумфом морским, то арка располагалась у самой воды и была рассчитана на обзор с проплывавших мимо судов. Эта арка вместе с видом Васильевского острова и триумфального ввода плененных шведских судов по поводу Гангутской баталии запечатлена на гравюре А.Ф.Зубова.

Следует отметить, что существенное отличие в практике возведения триумфальных арок Москвы от Петербурга состояло в том, что в древней столице России триумфальные ворота возводились не только по указанию сверху и за счет средств государства, но и при активном участии различных слоев населения (дворянства, купечества, духовенства, школьных учителей) и частных лиц (А.Д.Меншикова, А.Д.Строганова, А.А.Головина, герцога Голштинского и др.), на средства которых и возводились арки. В Петербурге же строительство триумфальных "порт", как их называли, полностью находилось в руках самого Петра и городских властей, ибо в новой столице всецело подчеркивался дух регулярности, упорядоченности всех и вся, подчинения единому целому. Даже всесильный фаворит Петра Меншиков возвел триумфальную арку перед своим дворцом не как частное лицо, а как официальный представитель государственной власти - губернатор Петербурга. Триумфальные арки неизменно включались в орбиту праздничной процессии, прославляя и освещая триумф России и ее победителей. Ведь для этой цели они и возводились. Сохранившиеся гравированные изображения некоторых из них, принадлежащие лучшим граверам петровского времени (Г.Девит, А.Ф.Зубов, П.Пикарт, А.Шхонебек), свидетельствуют об изысканной красоте этих триумфальных порт, а также глубоком символико-пропагандистском значении, ибо в их многочисленных сюжетах демонстрировались сила и мощь русской армии и флота, способной побеждать сильнейшего противника.

Кроме того, к петровским триумфам создавались печатные описания триумфальных арок, в которых очень подробно и обстоятельно объяснялось значение и содержание представленных аллегорических картин. Составлением и разработкой таких описаний занимались преподаватели Славяно-греко-латинской академии. Известны описания триумфальных арок Меншикова за 1704, 1709 и 1721 гг.

Однако подобные описания триумфальных ворот были составлены на уровне знаний преподавателей Славяно-греко-латинской академии или ее учеников, и естественно, рядовой читатель, незнакомый с античным культурным наследием, не мог легко усвоить предлагаемый материал. Поэтому для просвещения любознательных читателей по инициативе Петра I, переводятся и издаются сочинения античных и западноевропейских авторов по различным отраслям знания. Но панегирические описания триумфальных арок, несмотря на недостатки, были на редкость многогранны и многофункциональны, ибо одновременно являлись и пропагандой самих триумфов как новой формы светского официального праздника, и средством просвещения и приобщения читателя к античной мифологии и литературе, и прославлением петровских побед в Северной войне

Интересно отметить некоторые сюжеты меншиковских триумфальных врат. Так, если Петр I нередко изображался в образе Александра Македонского, то Меншиков - в образе его вернейшего и преданнейшего слуги Гефестиона, а отец Петра I Алексей Михайлович как Филипп Македонский. Изображение жены Петра - Екатерины Алексеевны впервые появляется в триумфальных воротах А.Д.Меншикова 1721 г. (1) . В триумфальной арке 1704 г. в одном из сюжетов была представлена корабельная корма, которую держит рука из облаков, и кормчий, направляющий корабль. Аллегория напоминала, что Меншиков направляет все дела по воле и желанию государя. В той же арке Меншиков - наставник царевича Алексея во всех добродетелях - представлен в образе Паллады, поливающей "древо".

Известно, что триумфальные арки стали родоначальниками русской исторической и батальной живописи. В московских портах 1704 и 1709 гг. изображены вручение Меншикову Петром I ключей от Ливонии в знак его губернаторства, победы Меншикова под Калишем и Перевалочной, смотр царем приведенных Меншиковым в Киев войск. В петербургской триумфальной арке 1714 г. помещалась большая картина с видом Гангутского сражения (2) .

Интересно, что в описаниях триумфальных врат присутствовали и фактические ошибки. Так, в описании порт 1709 г. Меншикова неизвестный автор приводит сюжет из "Истории Рима от основания города" Тита Ливия (кн.I) о борьбе Рима с племенами фиденян и вейян (у автора описания они соответственно названы "фиденаты" и "веенты"). Автор описания называет главных действующих лиц этого сюжета: римского царя Сервия Туллия и "вождя алванского" Метия Суффетия, союзника римского царя в борьбе с фейянами и вейянами. Меттий Суффетий изменил Риму, за что и был после победы римлян растерзан перед войском, его город Альба Лонга срыт до основания, а жители уведены в Рим(3) . Данный сюжет аллегорически изображал измену города Батурина (резиденции Мазепы и столицы Левобережной Украины), пытавшегося перейти на сторону шведов, но взятого приступом Меншиковым и затем так же срытого до основания.

Здесь автор описания пересказывает реальный исторический эпизод, действительно помещенный у книге Тита Ливия. "Вождь алванский" - это именно вождь (а не царь) Альба Лонги Меттий Суффетий, но царем Рима в то время был не Сервий Туллий (578-534 гг. до н. э.), а Тулл Гостилий (672-640 гг. до н. э.). В его правление и происходили события, описанные у Тита Ливия и пересказанные автором описания триумфальных врат. Естественно, что из-за созвучия имен двух римских царей их было легко перепутать. Но вряд ли эту ошибку могли заметить те читатели, которым было адресовано описание, ибо большинство из них не могло уловить таких тонкостей в силу малого знакомства с античной историей.

Триумфы имели огромное социально-психологическое значение, как для зрителей, так и для участников. На русских зрителей триумфы оказывали ошеломляющий эффект Они доказывали жизненную необходимость петровских преобразований для создания мощной державы, с которой вынуждены были бы считаться самые сильные европейские государства. В отличие от предшествующей культурной традиции, праздновавшей викторию перезвоном колоколов, благодарственными молебнами, прославлением Бога за дарованную победу, Петр I не отказываясь от подобной трактовки событий, выводит на первый план другую: триумф - это награда за личную доблесть, за конкретные военные заслуги. Формы триумфов петровского времени были подчеркнуто светскими, хотя Петр I и активно использовал интеллектуальный потенциал духовенства: начиная от встреч у триумфальных ворот до служб в соборе и произнесения проповедей лучшими ораторами петровского времени. К участию в организации и проведении триумфов Петр I привлекал все слои населения. Таким образом, на время проведения триумфа, происходило единение общества, ликующего в едином патриотическом порыве, празднуя победы над сильнейшими врагами.

Поистине трудно переоценить значение праздника как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества в целом. В значительной степени именно праздник аккумулирует все наиболее ценное, что накоплено в культурной сфере. Праздник - это своеобразное зеркало самой эпохи, в котором отражаются идеи, интересы и устремления его организаторов и участников. И закономерно, что в формировании официальной праздничной культуры петровского времени активное участие принимал и Александр Данилович Меншиков.

© Дмитрий Зелов
аспирант Исторического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Портрет А.Д.Меншикова из собрания Государственного исторического музея воспроизводится по изданию: Корх А.С. Петр I. Северная война. 1700-1721. С. 56.

К оглавлению номера

Примечания
  • (1) Врата триумфальные в царствующем граде Москве на вход царскаго Священнейшаго Величества Императора Всероссийскаго Отца Отечествия, Петра Великаго с торжеством окончания войны благополучным миром между Империею российскою и короною шведскою // Известия императорского Русского археологического общества. СПб., 1879. Т. IX. Вып. 4. С. 369.

  • (2) Состояние врат торжественных, которым быть у его сиятельства светлейшаго князя Александра Даниловича его милости Меншикова. М., 1709. С. З-4, 6-8; Раскин А.Г. Триумфальные арки Ленинграда. Л., 1977. С. 26-28. Состояние врат торжественных, которым быть у его сиятельства светлейшаго князя Александра Даниловича его милости Меншикова. М., 1709. С. 7-8.
  • (3) Состояние врат торжественных, которым быть у его сиятельства светлейшаго князя Александра Даниловича его милости Меншикова. М., 1709. С. 7-8.Состояние врат торжественных, которым быть у его сиятельства светлейшаго князя Александра Даниловича его милости Меншикова. М., 1709. С. 7-8.