"Волшебство Белой Розы". Праздник. Выставка. Каталог

"Волшебство Белой Розы". Праздник. Выставка. Каталог


Роза в горшочке. 1852. Кат. 12
И.Г.Хоссауэр.

На выставке "Мир русской императрицы" были представлены некоторые экспонаты, связанные с грандиозным костюмированным праздником "Волшебство Белой Розы", состоявшимся в Берлине летом 1829 г. в честь приезда русской царицы в родной город. Это серебряная роза в бокале работы немецкого мастера Хоссауэра и его же, огромных размеров, серебряный Потсдамский кубок, предназначенный для рыцарского турнира, предоставленные Государственным музеем-заповедником "Петергоф". Весной-летом 2000 г. эти произведения искусства были показаны на выставке в Государственном Эрмитаже, посвященной этому, на первый взгляд, не столь важному в политической и общественной жизни событию. Устроители выставки взглянули на этот праздник, задуманный как средневековый рыцарский турнир с живыми картинами, глазами его современников, и показали значительность этого события и его место в культуре эпохи романтизма. Способствовал этому, в частности, прекрасно изданный и содержательный каталог выставки (Илатовская Т.А., Пахомова-Герес В.А. Волшебство Белой Розы. История одного праздника. СПб., 2000).

Праздник был приурочен ко дню рождения русской императрицы, впервые приехавшей в Берлин в таковом качестве в сопровождении самого Николая II и одиннадцатилетнего наследника Александра, которого его дед, король Фридрих-Вильгельм видел лишь трехмесячным. Символом праздника была белая роза, эмблема Шарлотты и ее любимый цветок, пристрастие к которому восходило к увлечению юными отпрысками прусской королевской семьи романом Ф. де ла Мотт Фуке (автора "Ундины") "Волшебное кольцо", описывавшего окутанные туманом развалины и рыцарские подвиги трубадуров во имя прекрасных дам. "Этот мир, представлявшийся царством высоких чувств и благородных идеалов, тоска по которым так остро ощущалась поколением зарождающегося романтизма, властно завладел сознанием, став мощным центром притяжения духовной энергии эпохи. Смутные представления о Золотом веке все заметнее перемещались в средневековье, отождествляемое с национальным, характерным, почвенным, озаренным высшим божественным смыслом", отмечает В.А.Пахомова-Герес, автор статьи "Праздник Белой Розы и театр эпохи романтизма", открывающей каталог. Эта статья не только подробно раскрывает историю возникновения и подготовки этого праздника, но и дает глубокий анализ того, почему идиллия прошлого так завладела умами европейцев первой трети XIX века, показывает, как игровая система праздника приносила человеку "раскрепощающее чувство освобождения от утомительной системы норм и запретов, опутывавших каждый уголок сознания человека XIX века".


Каталог выставки

Статья Т.Илатовской "Адольф Менцель. Гуаши для альбома "Волшебство Белой Розы"" посвящена описанию 10 листов гуашей из собрания Эрмитажа, созданных к двадцатипятилетию праздника и представляющих собой самостоятельные произведения искусства выдающегося немецкого живописца.

Далее издатели публикуют полный текст поэмы К.Ф.Шеренберга "Blancheflour", исполненной на празднике в качестве песнопения. Параллельно приводятся иллюминированные листы с текстом поэмы из собрания Эрмитажа и их русский перевод.

И лишь после этого в издании помещен собственно каталог выставки, сопровождаемый цветными красочными репродукциями почти всех представленных экспонатов. Завершается каталог биографическими справками о деятелях искусства (художниках, скульпторах, ювелирах), принимавших участие в празднике.

Лишь намеком стилизованное под средневековую готику, издание выполнено на высоком художественном уровне и является прекрасным подарком не только библиофилам, но и всем интересующимся историей.

© М.П.Мироненко

Иллюстрации воспроизводятся по изданию: Илатовская Т.А., Пахомова-Герес В.А. Волшебство Белой Розы. История одного праздника. СПб., 2000.

К оглавлению номера