Выставка "Мир русской императрицы" в Москве

Выставка "Мир русской императрицы" в Москве

В конце января 2001 г. в выставочном зале Федеральных архивов открылась выставка "Мир русской императрицы", посвященная императрице Александре Федоровне, жене Николая I. Ее организаторами выступили Федеральная архивная служба России, Министерство культуры Российской Федерации, Государственный архив Российской Федерации, Государственный музей-заповедник "Петергоф".


Мир русской императрицы / Альманах "Сокровища России". Вып. 8. СПб., 1997.

Принцесса Шарлотта, будущая императрица Александра Федоровна, была дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма и его жены, популярной в Пруссии королевы Луизы. Шестнадцатилетняя принцесса впервые встретилась с великим князем Николаем Павловичем в Берлине в 1814 г. и между ними возникло сильное взаимное чувство. Спустя три года, в 1817 г., Шарлотта приехала в Россию уже в качестве невесты и через три недели состоялась свадьба. Новая великая княгиня перешла в православие и приняла имя Александры Федоровны. Ее учителем в изучении русского языка, которым она занималась с большим рвением, стал В.А.Жуковский, впоследствии сохранивший дружбу с ней на долгие годы

Николая Павловича и Александру Федоровну объединяла большая душевная привязанность. Император в течение всей жизни относился к жене с нежностью и подчеркнутым вниманием (что не мешало ему заводить сердечные увлечения на стороне, которым сама Александра Федоровна не придавала никакого значения). Она родила Николаю семерых детей, старший из которых стал императором Александром II, отменившим крепостное право в России.

На выставке представлены уникальные экспонаты из собраний Государственного архива Российской Федерации и Государственного музея-заповедника "Петергоф". Перед посетителем проходит весь жизненный путь императрицы. Сначала мы видим вещи, напоминающие о юности императрицы: портреты, медальоны и бюсты ее родителей - прусской королевской четы, ее письма к ним. Среди их личных вещей - позолоченная чашка королевы Луизы в бархатном футляре, на внутренней стороне которого по муару нанесена надпись о том, что она однажды пила из нее молоко, и добавлено: "Все, к чему прикасается добрый человек, свято". Трогательны альбомы юной принцессы Шарлотты с ее рисунками, записями и гербариями. Затем в жизни Шарлотты появляется Николай - представлено множество его изображений, среди которых выделяется великолепный, во всю стену, портрет великого князя Николая Павловича работы Джорджа Доу 1820-х гг., его письма, записные книжки, дневник 1825 г., личные вещи. Рядом с шинелью Николая - его "гардеробная книга". Здесь же личная печать царя и государственная печать России. Представлена на выставке даже походная кровать Николая, на которой он умер (изготовлена из клена, кожи, металла и парусины).

Посетители видят прелестный альбом акварелей А.Чернецова с изображением жанровых сцен из жизни царской семьи (ГАРФ), карандашные портреты всех детей, работы В.Гау, и акварельные - П.Ф.Соколова, а также большие парадные портреты работы Т.А.Неффера и К.Робертсон. Вообще живописи устроители выставки уделили большое и закономерное внимание. Акварельный портрет Александры Федоровны работы А.П.Брюллова 1830 г. из Петергофа способен украсить любую картинную галерею. На стенах - виды Петергофа художника К.Шарлеманя, интерьеры дворца "Коттедж" в Александрии (Петергоф) Э.И.Гау.

Особую группу экспонатов представляют записные книжки Александры Федоровны, к которым она явно питала пристрастие - украшенные эмалями, замысловатой вязью, изумрудам, рубинами, бирюзой, кораллами, то в форме креста (для записей религиозного содержания), то с пейзажами на обложке, то уложенные в деревянный резной ларец. Очень интересны ее дневники, один из них открыт на записи о дуэли Пушкина, о которой она узнала во время одевания. В ней сквозит явное расположение к Дантесу и осуждение "грубияна" Пушкина, вызвавшего его на дуэль.

Камерный, нежный и благоуханный мир светской дамы 1830-х - 1850-х гг. особенно хорошо чувствуется, когда разглядываешь изящные личные вещи, безделушки филигранной работы, принадлежавшие царице: крохотную готовальню из слоновой кости и золота русской работы начала XIX в., малахитовый пресс с изображением пуделя по кличке Гусар, миниатюрный несессер с туалетными принадлежностями, шкатулку для рукоделия и многое другое. Особенно впечатляет посуда, изготовленная специально для дворца в Петергофе на Императорском фарфоровом и Императорском стеклянном заводах. Помимо предметов, выставленных в витринах ("коралловый" сервиз, "этрусский" сервиз, готические тарелки), здесь воссоздан целый интерьер столовой с неожиданно ярким, разноцветным сервизом работы русских мастеров. Устроители выставки стремились показать красоту и уникальность каждой вещи, представленной в экспозиции: витрины не перегружены экспонатами, каждый из них предстает как самоценное произведение искусства. Выставки, в которых так удачно сочетаются архивные материалы с предметами искусства и быта, стали доброй традицией в открывшемся не так давно Выставочном зале Федеральных архивов. Здесь прошли выставки "Агония Третьего Рейха" и "Россия. Выбор пути (К 175-летию восстания декабристов)", готовится выставка, посвященная православию в России (откроется в апреле 2001 г.).

Выставка "Мир русской императрицы" продлится до середины марта 2001 г.

© М.П.Мироненко

К оглавлению номера