Внутриполитическая тематика фейерверков петровского времени

Дмитрий Зелов


Внутриполитическая тематика фейерверков петровского времени

Среди многочисленных фейерверков петровского времени была очень небольшая группа, которая отражала внутренние события, происходившие в России, события, не связанные с ведением военных действий. В условиях практически постоянных войн петровского правления эта группа официальных светских праздников как бы "растворяется" в общем количестве фейерверков, посвященных внешнеполитической тематике. Но обращение к мирной тематике отнюдь не было чуждо военному петровскому времени.

Петр I, как известно, ввел празднование Нового года с 1 января. Указ предписывал праздновать январский Новый год по случаю его введения 7 дней, а также зажигать ночью праздничную иллюминацию и производить "огненные потехи"(1). С тех пор Новый год стал ежегодно праздноваться 1 января, и почти всегда праздник завершался сожжением фейерверка. В первый день нового года не просто праздновали и веселились, но и подводили итог году ушедшему и выдвигали планы на будущее. Все это отражалось в сюжете фейерверочного представления, призванного не только и не столько воздействовать и развивать эстетические чувства зрителей, сколь пропагандировать внешние победы в войне с врагами России и внутренние преобразования, без которых первые были бы невозможны.

Нажмите на картинку для просмотра в увеличенном варианте

Фейерверк в честь победы русского флота при Гренгаме
Фейерверк в честь победы русского флота при Гренгаме.
Гравюра неизвестного мастера. 1720 г.

В новогоднем фейерверке 1702 г., посвященном, первой русской победе над шведами в Северной войне под Эрестфером (декабрь 1701 г.), один из сюжетов представлял собой молодую поросль, выраставшую из старого, безжизненного дерева. Это был намек на первую победу России в начавшейся войне со шведами. Дерево с пробивающейся порослью было изображено на фоне спокойного моря и выходящего из-за горизонта солнца с очень символичной надписью: "Надежда возрождается", что отражало стремление показать надежду на возрождение величия и славы России(2). При этом крайне важно, как реформаторы изображали допетровскую Русь: мертвое, безжизненное дерево. Это одновременно отрицание предшествующей истории России, ее политического бытия, но вместе с тем признание преемственности, ведь новая, молодая поросль растет из того самого мертвого дерева.

Брауншвейг-люненбургский резидент Х.В.Вебер, присутствовавший на новогоднем фейерверке 1719 г., оставил очень тонкий и глубокий анализ увиденного. В одном из сюжетов этого представления "царь уподобил себя патриарху Ною, который с негодованием до сих пор взирал на древний Русский мир, теперь же он возымел надежду с помощью учрежденных вновь коллегий, привести свое государство в лучшее состояние"(3). Этот сюжет незаслуженно обойден вниманием исследователей. А между тем здесь указывается не только факт реального начала функционирования петровских коллегий (1719 г.), заменивших старую систему управления государством, но и огромная важность этого преобразования, которое приведет государство в новое, лучшее состояние. Одновременно, как и в фейерверке 1 января 1702 г., здесь происходит вычеркивание предшествующей исторической традиции, выражается отношение к Древней Руси как к времени мрака и невежества, что было характерным для новой эпохи(4).

Последний новогодний фейерверк петровского времени тоже очень интересен по своему содержанию. На фейерверочном транспаранте был изображен летящий Сатурн, из рога изобилия которого сыплются венки, короны и кадуцеи. Подпись сверху гласила: "Боже, благослови"(5). Но никакого отношения к торговле и мирным промыслам, как можно было бы подумать на первый взгляд, это изображение не имеет. В символике петровского времени это место занимает, как и положено, бог торговли Меркурий, который был представлен на московском фейерверке 28 января 1722 г., посвященном Ништадтскому миру, с подписью "Плоды мира". В римской же мифологии Сатурн связан с "золотым веком": данный фейерверочный сюжет как раз и знаменует наступление "золотого века" в России, на что испрашивается Божье благословение.

Тема наступления "золотого века" в России возникает еще в начале XVIII столетия. Впервые она появляется в одном из сюжетов триумфальной арки 1704 г., построенной Славяно-греко-латинской академией. Персей, под которым следует понимать Петра I, освобождает Андромеду (Ижорская земля). Вверху же "на облацех написахом возсиявший Златой век..."(6). В дальнейшем эта идея получила развитие в сочиненной той же академией и преподнесенной Петру I торжественной песни в честь окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира во время его триумфального входа в Москву в декабре 1721 г.(7) В 18 строфе песни имеется следующая строчка: "Возвратилися Сатурновы веки". Таким образом, если в фейерверочном сюжете 1 января 1725 г. был изображен летящий Сатурн, и смысл сюжета, согласно правилам культуры барокко, был завуалирован, то в этой Песни он дан открытым текстом.

И.Ф.Зубов. Транспарант фейерверка 28 января 1722 г., посвященного Ништадскому миру.
И.Ф.Зубов. Транспарант фейерверка 28 января 1722 г., посвященного Ништадскому миру.

Однако, нельзя забывать, что с точки зрения церковных преданий Сатурн и есть Сатана, а соединение христианства с античностью (язычеством - для традиционно мыслящей аудитории) есть страшное оскорбление православной веры.

Это для сторонников Петра I использование античной мифологии для сравнения Российской империи, находящейся в 1721 г. в зените своего могущества, с "золотым веком", было уместным и логичным. А приверженцы старины, говорящие на другом культурном языке, делали, в свою очередь, логичный в их восприятии вывод, что сами апологеты Петра I говорят об антихристовом характере его царствования, получая для себя лишнее доказательство тому, что Петр I - воплощение Сатаны в России.

Этот конфликт культур продолжался весь XVIII век и перешел в следующий, оказав сильное воздействие на восприятие петровского времени потомками. В течение всего XVIII века происходит постепенная христианская сакрализация монарха, формирование гражданского культа императора, обожествление Петра I, немыслимое для православного сознания. В многочисленных панегирических одах XVIII столетия, посвященных Петру I, его время устойчиво именуется "золотым веком" - т.е. конфликт культур заходит вглубь. В петровское время представлено только начало конфликта, истоки этого долгого и мучительного процесса взаимных обвинений, ненависти, непонимания и неприятия друг друга из-за использования разных культурных "языков", разных точек восприятия реальности.

К внутренним событиям относятся фейерверки, прославлявшие брак Петра I с Екатериной и отмечавшие годовщины этого события. Свадебная атрибутика 1712 г. была представлена целующимися голубками у ног Екатерины и горящим сердцем в ее руке. Петр I был изображен с горящим в руке факелом Гименея. Подпись гласила: "в твоей любви соединенные"(8). Подобный сюжет с использованием имен новобрачных и горящего сердца был применен и в фейерверке, посвященном годовщине свадьбы в 1721 г.(9)

Однако, несмотря на такие пышные и красивые праздничные церемонии, принятие обществом Екатерины было очень сложным и проблематичным. Во-первых, Петр I женился на ней при живой жене, что было большим грехом для православного человека, а во-вторых, и это даже более страшно - крестным отцом Екатерины Алексеевны при переходе в православие стал сын Петра I - царевич Алексей, по имени которого она и получила свое отчество. В результате "по отношению к самому Петру она оказывалась в духовном родстве внучкой; при этом духовное родство в данном случае не различалось от плотского, но ставилось лишь выше. Итак, обвенчавшись с Екатериной, Петр как бы ЖЕНИЛСЯ НА СВОЕЙ ВНУЧКЕ. Это не могло расцениваться иначе, как своего рода духовный инцест, кощунственное попрание основных христианских законов"(10).

Вряд ли Петр не знал семантического значения слова "отец", и не предвидел резко отрицательной реакции традиционалистов на его свадьбу. Наверняка знал, потому она и была устроена с такой пышностью. Петр в данном случае сознательно использовал "язык" западноевропейской культуры. В новом, секуляризованном светском государстве были уже другие понятия и нормы морали, - Петр I и старался всем это показать и доказать.

Следует отметить еще очень интересный сюжет фейерверка, посвященный рождению царевича Петра (1715 г.). Ярко горевшая надпись фейерверка гласила: "Упование с терпением"(11). Тем самым делался намек на старшего сына Алексея, ярого противника петровских преобразований, которого отец очень терпеливо и настойчиво пытался направить на путь преобразований. Одновременно высказывалась мысль, что если Алексей не исправится, то его место в государстве после Петра займет только что родившийся сын Петр Петрович.

Таким образом, внутренние проблемы и преобразования получили свое достойное отражение в фейерверках петровского времени, которые являлись не только очень красивым зрелищем, но и емкой и эффективной формой воздействия на массового зрителя и внушения ему идей, исходящих от верховной власти.

© Дмитрий Д. Зелов
аспирант Исторического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

К оглавлению номера

Примечания
  • (1) Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. З. № 1736.
  • (2) Бруин К. Путешествие в Московию // XVIII век глазами иностранцев. Л., 1989. С. 56-57.
  • (3) Вебер Х.В. Записки о России // Российский архив. 1872. № 9.Стб. 1643.
  • (4) "Идеологии петровской эпохи было свойственно представлять переживаемое Россией в начале XVIII века как некий исходный пункт, точку отсчета. Все предшествующее объявлялось как бы несуществующим или по крайней мере не имеющим исторического бытия... Допетровская Русь наделялась признаками энтропии... Следует отметить, что в самом этом нигилистическом подходе к прошлому объективно заложены были черты исторической преемственности" - Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции "Москва - третий Рим" в идеологии Петра Великого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Талин, 1993. Т. З. С. 201.
  • (5) Походный журнал 1725 г. С. 1; Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. Описание фейерверков и иллюминаций. СПб., 1903. С. 197.
  • (6) Туробойский И. Преславное торжество свободителя Ливонии, отмстителя неправедному хищению, пленителя и покорителя, прегордаго льва свейскаго, пресветлейшаго великодержавнейшаго богомвенчаннаго, богомхранимаго, богомукрепляемаго и послешествуемаго, победителя и триумфатора, великаго государя, царя и великаго князя князя Петра Алексиевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца. От преславнаго, богомданаго свобождения отечественных ливонсктих градов, и пленения непокоривыя хищническия свейския силы в царствующий богомспасаемый великий град Москву, с прехрабрыми победоносными подвигоположниками своими, генералы, кавалеры, офицеры, и прочими вой своими, возвращающегося торжественными враты. От новосозданныя, всех благ его царском пресветлому величеству желателышя в царствующем граде Москве, академии украшенноле и прославленное. В лето миробытия 7212. От рождества же по плоти бога слова 1704. Месяца декемвриа.
  • (7) Песнь была сочинена на русском и латинском языках и в том же году была издана. Текст песни опубликован А.В. Поздеевым - Поздеев А.В. Русская панегирическая песня в первой четверти XVIII века // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961. С. 353-355.
  • (8) Ровинский Д.А. Указ. соч. С. 189.
  • (9) Берхголъц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В.Берхгольца, М., 1860. Ч. 3. С. 33-34.
  • (10) Успенский Б.А. Historia sub speciae semioticae // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 52.
  • (11) Походный журнал. 1715 г. СПб., 1913. С. 29.