Н.М.Корнева

Надежда Корнева


Материалы российского государственного исторического архива по истории жилья и благоустройства Санкт-Петербурга в XIX - начале XX в.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) по заказу Комитета экономики и финансов Санкт-Петербурга была подготовлена историческая справка "Жилье и благоустройство Санкт-Петербурга в XIX -начале XX вв.". При этом использовалась база данных Автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) "Архитектура Москвы, Санкт-Петербурга и их пригородов". Эта автоматизированная система в свою очередь является результатом многолетней работы, ведущейся с конца 1970-х гг., Российским государственным историческим архивом, так и другими федеральными архивами, а также городскими архивами Москвы и Санкт-Петербурга(1).

Комитет экономики и финансов интересовали следующие вопросы: 1) виды жилого фонда Санкт-Петербурга по формам собственности; 2) источники содержания жилого фонда; 3) структура расходов по содержанию жилого фонда; 4) характеристика благоустройства территории города; 5) размер расходов на городское благоустройство в общих расходах города.


Б.Патерсен
Дворцовая площадь от начала Невского проспекта в Санкт-Петербурге
1801 г.

Особенностью базы данных "Архитектура" является то, что в ней отражены документы, связанные непосредственно с со строительством и архитектурой. Так в базу данных включены документы об устройстве и ремонте тротуаров и мостовых, но документы об уборке дворов и улиц, о санитарных нормах и т.п. там отсутствуют. Недостаточно представлены также статистические сведения. Для выполнения запроса потребовалось провести и дополнительный поиск соответствующих документов. Помимо АИПС "Архитектура..." сведения по данной теме можно обнаружить, обратившись к системе научно-справочного аппарата РГИА. В соответствующем разделе каталога РГИА имеются многочисленные карточки на отдельные документы, дела и группы дел. Но лишь часть карточек представлена в нем как результат планомерной тематической разработки, поэтому судить о представительности и полноте этого раздела каталога сложно.

По заказу Главного архитектурно-планировочного управления в РГИА был создан аннотированный тематический перечень документов по истории планировки и застройки центра Санкт-Петербурга(2). Этот многотомный перечень является поисковым справочником - на уровне дела или документа, а круг включаемых в него документов определяется пожеланиями заказчика, поэтому в перечне не отражены документы по истории наиболее известных памятников архитектуры, а материалы о городском жилье и благоустройстве отражены лишь частично. В процессе подготовительной работы по созданию АИПС "Архитектура..." сотрудниками РГИА, Н.Г. Марковой, М.В. Иогансен и Д.И. Раскиным был подготовлен аннотированный перечень основных фондов ЦГИА СССР (название РГИА до 1992 г.), который послужил основой для сегодняшней базы данных.

В России XIX - начала XX вв. понятия жилой фонд не существовало. Употреблявшееся в то время термины "жилые строения" или "жилые здания" применялись не только к жилым домам, но могли равным образом относиться к зданиям, занимавшимся государственными и общественными учреждениями, торговыми заведениями и т.д. С другой стороны к жилым домам могли быть отнесены исключительно дома частных владельцев, и тогда в эту категорию не попадали дома служащих государственных учреждений, различных обществ, дома причта и пр. В качестве примера можно привести: дома придворных певчих (набережная р. Мойки, д.15-17), дома придворного духовенства (Шпалерная ул., д.52), дом Общества спальных вагонов и скорых поездов (Михайловская пл., д.2), дом Общества российских железных дорог (Петергофский пр., 30). Более широкий смысл вкладывался и в понятие "квартира", в числе прочего к ним относились помещения для торговых и промышленных заведений (с жителями и без жителей), будки и сторожки(3).

Все здания Санкт-Петербурга (Петрограда) по формам собственности разделялись следующим образом:

а) здания, находившиеся в собственности императорской фамилии(4);

б) казенные здания - здания государственных учреждений, в т.ч. дома служащих государственных учреждений, древние здания и сооружения (старинные замки, особняки и т.д.), не имевшие частного владельца и не находившиеся в общем владении или в ведении столичного городского управления. Сюда же были отнесены церковные здания, в т.ч. дома причта, монастыри, сооружавшиеся за счет казны, а также здания тюрем и карантинов(5);

в) здания, находившиеся в ведении столичного управления и лежавшие на его отчете - здания городского управления, включая дома, или квартиры для служащих, больницы, начальные городские училища, здания местного полицейского управления (устройство или наем)(6);

г) здания, находившиеся в общей собственности (по российскому законодательству она называлась "общим владением" и означала нераздельную собственность нескольких лиц на одну и ту же недвижимость)(7);

д) частные недвижимые имущества - здания фабрик, заводов, магазинов, гимназий, училищ, а также частные дома и прочие строения, принадлежавшие частным лицам(8).

При подготовке рубрикатора АИПС "Архитектура..." был введен раздел "Жилые дома", где рубриками служат фамилии владельцев. Термин "дом" входит в формулировку рубрик тогда, когда речь идет о жилых домах: частновладельческих, доходных домах различных ведомств, обществ, домах служащих и т.д. Для обозначения строений заведомо нежилых, принадлежавших учреждениям и ведомствам, употребляется термин "здание".

Среди документов РГИА уникальный комплекс источников по истории жилой застройки города представляют многочисленные дела и чертежи, связанные с высочайшим утверждением проектов постройки и перестройки жилых домов, т.к. любое изменение фасада в столице в XIX - начале XX вв. требовало такого утверждения, с предварительным рассмотрением в соответствующих центральных учреждениях. Здесь же отметим группу материалов по истории городского хозяйства. Примечательно, что в некоторых из этих документов есть сведения о том, как влияли работы по городскому благоустройству на облик города.

Начало XIX в. ознаменовалось общей реформой высших и центральных учреждений России, созданием системы министерств, более четким разграничением подведомственности. При этом вопросы гражданского, придворного и др. ведомственного строительства и городского благоустройства оказались в ведении различных учреждений. Надзор за строительством и ремонтом казенных зданий вел Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, образованный в 1811 г. В 1833 г. строительная часть гражданского ведомства была передана в Главное управление путей сообщения, преобразованное в связи с этим в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а Департамент государственного хозяйства и публичных зданий 28 сентября 1833 г. был включен в состав Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. До 29 октября 1839 г. вопросы гражданского строительства находились в компетенции Департамента путей сообщения, а после разделения этого департамента на два номерных, вопросы строительства казенных зданий оказались в ведении Второго департамента. 29 октября 1842 г. на базе этих департаментов в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий были созданы Департамент искусственных дел, заведовавший технической частью строительства гражданских зданий, и Департамент Хозяйственных дел, ведавший хозяйственной и финансовой частью строительства. 16 ноября того же года в составе ведомства был создан Департамент рассмотрения проектов и смет.

Таким образом, вопросы строительства казенных зданий, мостов, набережных, а также рассмотрения проектов жилых домов и церквей в Санкт-Петербурге за первую половину XIX в. (по 1865 г. включительно) нашли отражение в фондах учреждений Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Кроме того дела по вопросам городского благоустройства, финансирования казенных зданий и урегулирования отдельных частей города представлены в материалах фондов Министерства внутренних дел. В фондах Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел (РГИА. Ф.1287) и Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел (РГИА. Ф.1288) сосредоточен громадный материал, охватывающий период с 1804 по 1918 гг., по строительству, содержанию и ремонту жилых зданий, набережных и мостов, об устройстве водопроводов, канализации, отопления, об устройстве электрических станций и освещения, телефонной связи, об очистке и оздоровлении городов, о мерах противопожарной безопасности. Здесь же представлены росписи городских доходов и расходов, сметы и отчеты городов, дела об установлении и отмене городских сборов. Сметы и отчеты о расходах и доходах городов имеются также в фонде Департамента окладных сборов Министерства финансов (РГИА. Ф.573).


Б. Патерсон
Вид набережной Невы у Летнего сада и Мраморного дворца от Петропавловской крепости
1806 г.

К сожалению, структура содержания именно жилых домов в городской росписи доходов и расходов не расписывалась. Содержание же городских зданий включало в себя: текущий ремонт, отопление, освещение, страхование зданий, очистку дымовых труб, водоснабжение, жалование смотрителям, сторожам и дворникам и прочие хозяйственные расходы. Основным источником содержания жилых домов, принадлежавших городу, являлись налоги с недвижимого имущества, принадлежавшего частным лицам. Городское управление устанавливало следующие налоги: 1) оценочный сбор с частных недвижимых имуществ; 2) сбор за выдаваемые домовладельцам планы на постройки в Санкт-Петербурге; 3) больничный сбор (на содержание казенных больниц); 4) сбор с промысловых свидетельств, выдаваемых городским управлением. Кроме того, полицейским управлением взималась плата за засвидетельствование различных документов, кроме паспортов.

От городской думы зависело введение в пользу города сборов с извозного промысла, с лошадей и экипажей, содержавшихся частными лицами, с собак, с велосипедов и автомобилей(9).

Судя по сметам доходов и расходов за 1851-1896 гг. расходы на содержание городских установлений и городское благоустройство составляли от 22,11 до 32,25% от общего расхода. Расходы на благоустройство не всегда выделялись в особый раздел, однако можно установить, что они составляли примерно от 12,5 до 23%. В начале XX в. доля городских расходов на благоустройство падает(10): в 1906 г. - 9%, в 1907 г. - 7,7%, в 1908 - 6%, в 1909 - 7,7%, в 1911 - 6,5%, в 1912- 7,2%, в 1914 г. - 6,5%, в 1914 - 5,4%(11).

Дела о строительстве и ремонте домов отдельных министерств и ведомств находятся в фондах канцелярий соответствующих министерств и ведомств и образованных при них строительных комиссий, техническо-строительных комитетов и т.п. органов. В 1864 г. строительная часть была передана в Министерство внутренних дел, в связи с чем Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения, а в составе Министерства внутренних дел 6 апреля 1865 г. был учрежден Техническо-строительный комитет. Дела о рассмотрении проектов постройки и перестройки всех зданий в Петербурге-Петрограде, производившиеся после 1864 г., сосредоточены в фонде указанного комитета. Административные и хозяйственные вопросы строительства ведомственных зданий отражены в материалах фондов соответствующих учреждений. Графические материалы, связанные с деятельностью Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел и его предшественников, наряду с графическими материалами в составе фонда самого комитета (РГИА. Ф.1293. Оп.165-168), представлены в коллекции планов и чертежей гражданского ведомства (РГИА. Ф.1488).

Общественное управление города Санкт-Петербурга осуществлялось городской думой и городской управой. Думе принадлежала распорядительная власть, управе - исполнительная. В числе прочих вопросов городского управления думой рассматривались вопросы "отнесения содержания и устройства" мостовых, тротуаров, вывоза нечистот и т.д. на общие средства города или, по соглашению с домовладельцами, на особые, в пределах надобности, сборы с домовладельцев(12). Городская управа под председательством городского головы, непосредственно заведовала городским хозяйством. В том числе в ее ведении находилось содержание улиц, площадей, дорог, набережных, пристаней, мостовых, тротуаров, общественных садов, сточных труб, прудов, городское освещение(13). Надзор за законностью и правильностью действий городской думы и городской управы принадлежал губернатору. Общее заведование ремонтными и другими работами по устройству и содержанию дорог, площадей, водоемов, рек, каналов, мостов, набережных, рек, парков до 1864 г. находилось в ведении Министерства путей сообщения - Первый департамент (1839-1842), Департамент искусственных дел (1842-1865), Департамент Хозяйственных дел (1842-1865). В 1864 г., после передачи гражданской строительной части в Министерства внутренних дел, эти дела были отнесены к ведению Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. Работами по реке Неве, как судоходной, ведали соответствующие отделения Министерства путей сообщения, а наблюдение за работами по озеленению города, а также определенные распорядительные функции осуществлялись Министерством земледелия.

Начиная с середины XIX, особенно в начале XX вв., широкое распространение получила практика страхования различных зданий, в том числе - жилых. Связанные с этой практикой страховые документы содержат ряд сведений по истории соответствующих зданий. Эти документы отложились в фондах страховых обществ.

Материалы по городскому благоустройству представлены в фондах Министерства торговли и промышленности (РГИА. Ф. 23) и Центральных учреждений по части торговли и промышленности (РГИА. Ф.22), поскольку санитарное состояние торговых и промышленных заведений в значительной степени влияло на городское благоустройство. Здесь имеются санитарные нормы, правила организации торговли и работы торговых предприятий, материалы о сборах в пользу городов, о ценах на строительные материалы, дела о различных мероприятиях по улучшению санитарного состояния городов, в частности, по борьбе с крысами(14).

Многочисленные материалы по истории жилых домов и городского благоустройства отражают историю различных учреждений, ведавших этими вопросами и, в основном, соответствуют их структуре. Понимание логики этого распределения позволяет осуществить поиск необходимых документов с максимальной полнотой и скоростью. Их комплексное использование, несомненно, обогатит представления о жизни северной столицы в прошлом столетии и даст в руки, как историков, так и специалистов-практиков богатый и обширный материал.


© Надежда Михайловна Корнева
Российский государственный исторический архив


Иллюстрации из собрания Государственного Эрмитажа (№ ЭРЖ-1902; ЭРГ-20069) воспроизводятся по изданию:
От войны к миру: Россия - Швеция. XVIII век. Вып. 4.
Каталог выставки 28 апреля - 12 сентября 1999 г. СПб., 1999. Кат. 14; 63.


К оглавлению номера

Примечания
  • (1) В печатном виде вышло 6 выпусков каталога, 4 из которых (вып. 1, 2, 4 и 6) посвящены Санкт-Петербургу. - История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов. Каталог архивных документов: В 6-и вып. М., 1985-1991.
  • (2) История планировки и застройки центра Петербурга ХVIII - начала XX вв.: В 12-и частях. Л., 1980-1987.
  • (3) Петроград. Статистические данные, относящиеся к городу Петрограду и Петроградскому городскому хозяйству. СПб., 1916. С.6.
  • (4) Свод Законов. Изд. 1914 г. Т. X. Ч. I. Кн. 2. Ст. 412.
  • (5) Полное собрание законов Российской империи (Далее: ПСЗ). Т.29. № 22267. 07.09.1806; Т.38. № 29105. 04.07.1822; 2 ПСЗ. Т.2. № 1510. 05.11. 1827; Т.7. № 5624. 29.09. 1832; Т.37. № 39087. 25.12.1865; Т.39. № 41241. 31.08.1864; Т. 54. № 59360. 27.02.1879; 3 ПСЗ. Т.3. № 1495. 09.04.1883; № 1788. 25.10.1883; Т.15. № 12272. 13.12.1895.
  • (6) 3 ПСЗ. Т.12. № 8708. 11.06.1892
  • (7) Свод Законов. Т.X.Ч.1. Ст. 394.
  • (8) Там же. Ст.388-393.
  • (9) 3 ПСЗ. Т. 12. № 8708. 12.06.1892; Т. 13. № 9738. 08.06.1893; Т. 18. № 15601. 08.06.1898; Т. 23. № 22429. № 22429. 20.01.1903. СУ. 1906. Отд. I. № 5. Ст. 753. 22.04.1906
  • (10) При этом не учитывался расход на содержание зданий, находившихся в ведении городского управления (примерно 7-9%).
  • (11) Петроград. Статистические данные, относящиеся к городу Петрограду и Петроградскому городскому хозяйству. СПб., 1916. С. 24.
  • (12) 3 ПСЗ. Т. 12. № 8708, 11.06.1892
  • (13) Там же.
  • (14) О мерах борьбы с крысами. 09.09. - 19.11.1911 // РГИА. Ф. 23. Оп. 1. Д. 67.