Масонство в России: от Петра I до Николая I

Масонство в россии: от Петра I до Николая I

Иллюстрации можно просмотреть и в полноэкранном формате,
с комментариями к ним - нажмите на картинку


Политическая и духовная история Нового времени в России была бы неполной без страницы, посвященной масонству. Окутанное тайнами, противоречивое в своей истории, достаточно малоизученное в отечественной историографии, оно представлено в Internet довольно подробно, причем как апологетами, так и гонителями.

Обозревая весь спектр мнений, мы оставим в стороне современную историю масонства (если только она не "придется к слову"), а также не будем останавливаться на тех материалах, где понятие "масон" употребляется лишь как ругательство, в дополнение к прочим эпитетам.

Считается, что история масонства в России началась с Петра I, который принял посвящение в 1699 году от Кристофера Рена. Но эта версия не имеет никакого документально подтверждения, как и другие предания о причастности царя к масонству. Тем не менее, в XVIII столетии идеи вольных каменщиков активно распространяются в России и вскоре последователи их числят в своих рядах не одних иноземцев.

По официально подтвержденным данным масонство в России получило распространение с 1731 года, когда, согласно английскому источнику, капитан Джон Филипс был назначен провинциальным великим мастером для “всей земли русской” по решению Великой лондонской ложи.

Начиная с 1760 годов уже почти каждая знатная дворянская семья имела хотя бы одного человека в масонах. Достаточно перечислить наиболее известных масонов Елизаветинских и начала Екатерининских времен. Это кн. И. В. Несвицкий, гр. Р. Л. Воронцов, А. Л. Щербачев, С. В. Перфильев, гр. С. Р. Воронцов, бар. К. Унгерн-Штренберг, А. Войеков, кн. Андрей Вяземский, гр. В. Фермор, кн. А. Одоевский, князья Гагарины, Долгорукие, Куракины, кн. Н. В. Репнин, графы А. С. Строганов, А. И. Мусин-Пушкин, Шуваловы, кн. Трубецкие, кн. Репнины, кн. Черкасский, Лодыженские, Лопухины, Тургеневы и мн. др.

Дата гражданской смерти русского масонства 1 августа 1822 года. В этот день Александр I подписал на Каменном острове указ запретить “все тайные общества под какими бы наименованиями они не существовали, как то: Масонских лож, или другими... и учреждения их впредь не учинять”.

После декабря 1825 г. одним из первых своих рескриптов на имя министра внутренних дел (21 апреля 1826 г.) Николай I подтвердил запрещение деятельности масонских лож в России. Однако и после этого наиболее ревностные братья не прекратили своих работ, о чем свидетельствуют масонские речи С. С. Ланского, записки из бесед Р. С. Степанова и ряд других материалов, хранящихся в исторических архивах.

В обзоре сайтов, затрагивающих историю вольных каменщиков, первыми упомянем собственно масонские странички, хотя при всем обилии информации по вопросу, исторических материалов там, как правило, не много.

Прежде всего это официальный сайт российского регулярного масонства www.freemasonry.narod.ru. (Регулярное масонство признано католической церковью, как не враждебное по отношению к Римской церкви или к светским властям, руководствующееся допустимыми для верующих-католиков идеями, в отличие от нерегулярного масонства, не требующего от своих членов заверения в собственной вере, а также допускающего агрессивное неприятие христианства и/или светских властей).

Среди подробной информации о целях, задачах и сущности масонства, символике и терминологии, Великой Ложе России, публикаций масонских текстов, в разделе наиболее часто задаваемых вопросов [FAQ] на этом сайте имеется информация по истории движения, в т.ч. в России (сухие факты), а также списки известных масонов XVIII-XIX столетий. Среди рекомендуемой для чтения литературы можно найти сочинения Н.И.Новикова, А.Н.Пыпина, Г. В. Вернадского.

Еще один масонский сайт - Ложа "Северная Звезда" - http://www.chat.ru/~ru_masons/ - представляет краткую информацию о знаменитых российских масонах (А.В.Суворове, М.М.Хераскове), историю гонений и духовных исканий отечественного масонства (а также масонские конституции, материалы по символике и философии движения).

Из собственно масонских страничек упомянем здесь сайт розенкрейцеров, о котором еще скажем ниже.

Сайт "Масонство и масоны" (http://www.masonry.ru или http://www.masonry.2u.ru), созданный и поддерживаемый компанией "Алгософт" (разработка и дизайн сайтов) - пожалуй, наиболее интересный с точки зрения исторической проблематики (а также наиболее удачно оформленный). Исходя из созданного в содружестве с коллективом ученых мультимедийного издания на CD-ROM - исторической энциклопедии “Масонство и масоны: три века в России”, авторы задумали создание своеобразного исследовательско-информационного центра. Здесь можно найти содержательные исследования масонской литературы, философии, архитектуры, живописи, музыки, биографический словарь масонов, списки и знаки всех лож, новейшую библиографию. Опубликованы масонские ритуальные тексты, архивные документы и рисунки (есть и англоязычная версия).

Правда, значительная часть материалов, вошедших в CD-ROM, на сайте лишь аннонсируется в демо-версии, однако пополнение страницы предполагается за счет публикаций оригинальных исследований, в первую очередь В.И.Сахарова (Институт мировой литературы РАН), редактора книги "Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв." (фрагменты издания см.: http://www.book-mekka.ru/rossarh/8/1.html). В этом исследовании, основанном на материалах одноименной всероссийской научной конференции ИМЛИ 1995 г., предпринят уникальный опыт исторического описания и научной реконструкции по тогдашним журнальным и книжным публикациям и масонским архивам малоисследованного литературного направления - литературы русского масонства XVIII - начала XIX вв.

Исследования В.И.Сахарова, опубликованные в сети составляют львиную долю Internet-историографии вопроса. Размещенные как на сайте "Масонство и масоны", так и на домашней страничке исследователя (http://www.gts.nsk.su/~serge/saharov/index.htm), статьи затрагивают самые разные аспекты истории вольных каменщиков. Остановимся на них подробнее.

В обширной статье "Миф о золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия" рассматриваются духовные искания русского масонства, его возражения Веку Просвещения и почитание будущего, "Золотого века" - мифология и философия вольных каменщиков той эпохи. Значительное место уделено в этой связи судьбе и литературному наследию И.Ф.Богдановича, известного поэта, автора поэмы "Душенька", малоизвестные произведения которого имеют непосредственное отношение к масонской мифологии.

Краткий очерк "Масонство в русской армии" очерчивает основные вехи этой темы, малоизученной доселе, но при имеющемся обилии материала (в том числе архивного) - весьма многообещающей.

В статье Поэт и "дети вдовы" Новое о масонских связях А.С.Пушкина (По архивным материалам) автор обращает внимание на недостаток достоверных новонайденных документов, новых фактов и, главное, объективного, научного осмысления их в потоке эмоциональных рассуждений на данную тему. На большом материале в статье рассматривается вопрос не о принадлежности Пушкина к масонству, а о роли этого явления в духовной жизни России пушкинской поры и в жизни поэта, в частности. Этот аспект представляется автору статьи наиболее перспективным и актуальным и с ним трудно не согласиться. Работа Новое о масонских связях А.С.Пушкина представлена и на личной страничке В.И.Сахарова.

Статья Император Павел I и вольные каменщики (в сетевой версии, правда, не снабженная необходимым научно-справочным аппаратом) прослеживает основные вехи сложных отношений императора и масонов: возвращения из опалы и попытки "найти общий язык", новые гонения и участие вольных каменщиков в заговоре против Павла I.

Листки из масонской "архивы" - публикация нескольких архивных документов (из РГАЛИ, ОПИ ГИМ, ОРРК НБ МГУ), непосредственно относящихся к истории масонства в XVIII-XIX вв. в России: клятва и присяга вольных каменщиков, масонские предания о происхождении ордена вольных каменщиков и интересные описания и толкования символов. Снабженные комментариями В.И.Сахарова, эти материалы иллюстрируют "повседневную историю" отечественных масонов, на уровне бытования в рукописной традиции различных масонских текстов.

"Список Сахарова" - дополняет исследования В.И.Сахарова по истории русского масонства XVIII-XIX вв. Это список отечественных деятелей культуры (писателей, художников, актеров, философов, историков), числившихся в масонских ложах в первую треть ХХ века.

Работы Листки из "Массонской архивы"; Император Павел I и вольные каменщики; Концепция человека в философии русских масонов представлены также на сайте "Политика и политология" в подборке материалов о масонстве.

Помещенный на страничке В.И.Сахарова  Список публикаций  значительно облегчает поиск печатных исследований автора по вопросам истории масонства.

Среди материалов о масонстве необходимо отметить и очерк  В.Пономаревой и Л.Хорошиловой Московское масонство последней четверти XVIII века (журнал "Мир истории"), вновь поднимающий вопрос о роли масонства в духовной жизни России, в данном случае - 1770-х - 1800-х годов.

В тезисном варианте представлена тема "Пушкин и масонство" и среди материалов конференции "Астраханская область в XXI веке: взгляд молодого поколения" (секция по истории и культуре). В работе О.А.Дроздовой -  http://www.astu.astranet.ru/tusovka/4/40.htm  -  разбирается вопрос об участии Пушкина в  Кишиневской ложе.

На сервере Д.Галковского "Самиздат" там в разделе Русское масонство представлены и аннонсированы материалы исследователя А.Серкова. Сейчас "открыты для посетителей" списки отечественных масонов (Персоналии) и раздел Русские ложи - список существовавших и ныне существующих лож с краткими данными о них (о ныне работающих ложах - информация под паролем). Готовятся к выходу в свет "Предисловие", "Библиография" и другие разделы.

Небольшая статья  "Личность масона эпохи Екатерины II" С.В. Аржанухина в альманахе, посвященном эпохе Екатерины II (Catherine 96. № 6), очерчивает некоторые особенности самосознания русских вольных каменщиков. Автор настаивает на том, что участие в масонстве играло большую роль в формировании личности образованных людей той поры.

Среди профессиональных исследований истории зарубежного масонства - статья А.В.Чудинова (Институт всеобщей истории РАН) "Масоны и Французская революция: дискуссия длинною в два столетия" - сетевая версия публикации в журнале "Новая и новейшая история" (1999. № 1) - http://liberte.newmail.ru/Tchoudinov4.htm#Пр1 (материалы помещены на сайте, посвященном Великой Французской революции)

Масонская историография представлена не только оригинальными исследованиями и публикациями, но и рецензиями на уже опубликованные издания. Так, в сетевой версии "НЛО" № 35 (1, 1999) в разделе "Библиография"- http://my.infoart.ru/magazine/nlo/n35/bibl.htm -  представлена рецензия К.Кобрина на книгу русского философа и историка религии, профессора лондонского университета А. Пятигорского, исследующую масонство как феномен (Piatigorsky A. Who's afraid of Freemasons? The Phenomen of Freemasonry. L., 1997). В исторической части книги делается акцент на западноевропейском сознании конца XVII века (прежде всего английском), " в рамках которого некоторые люди использовали исторически старую организационную форму обществ вольных каменщиков (а такие существовали и в средние века), чтобы в ней воплотить свои религиозные и моральные взгляды". По мнению  А. Пятигорскиого (и автора рецензии), проблема масонства - историческая; это проблема истории сознания.

Здесь же отметим рецензию на книгу А.И.Клизовского "Правда о масонстве" (Ответ на книгу В.Ф.Иванова - "Православный Мир и Масонство") (переиздание работы 1934 г.), помещенную на страничке русскоязычной юрисдикции Ордена розенкрейцеров.

"Ближнее зарубежье" представлено в рассматриваемой теме материалами VIII Всеукраинской научной краеведческой конференции: статьей Б.В.Года и М.И.Лахижа Масонськi ложi на Полтавщинi

В Белоруссии опубликованы любительские исследования неуказанного автора (А. Л. Мулладжановой ?) по поводу принадлежности А.С. Пушкина к масонству - в контексте пушкинской версии убийства Моцарта и истории взаимоотношений последнего с масонством 
http://www.css.minsk.by/Publications/ada_land/pushkin.html.

В ближнем же зарубежье, на украинском русскоязычном сайте "Политика и политология" отдельный раздел посвящен масонству. Хотя среди материалов встречаются упомянутые выше работы В.И.Сахарова, большинство представленных статей - антимасонской тематики и публицистического тона. Обширно представленные здесь Б.Башилов и В.Ф.Иванов - наиболее известные в сети авторы антимассонских трудов. Такое соседство диаметрально противоположных по концепции, подходам и степени научности работ более чем удивительно. Среди представленых трудов:

В мире символов (Ю.Н.Лукин)

Тайны массонства (В.Ф. Иванов)

Листки из "Массонской архивы" (В.И. Сахаров)

Почему Николай I запретил в России масонство?

Русская Европия (Б. Башилов)

Император Павел I и вольные каменщики (В.И. Сахаров)

Концепция человека в философии русских масонов (В.И. Сахаров)

Непонятый предвозвеститель (Б. Башилов)

Масонские и интеллигентские мифы о Петербургском периоде Русской Истории

Александр Первый и его время

Массоны и заговор декабристов (Б. Башилов)

Благословение на геноцид (Норман Кон)

Масонство и эзотерические знания Сергей Дацюк, Владимир Грановский


Другие версии трудов Б.Башилова:


Б Башилов Златой век Екатерины II

Б Башилов Александр Первый и его время


Богатство антимасонских сочинений можно найти в библиотеке М.Мошкова в разделе "Политология, политика" (!?) и отдельно - труды Б.Башилова и В.Ф.Иванова:


В. Ф. Иванов. Тайны масонства.

Б. Башилов. История русского масонства

Московская Русь до проникновения масонов.

Павел Первый и масоны.

Масоны и заговор декабристов.

Почему Николай I запретил в России масонство?

Масонские и интеллигентские мифы о Петербургском периоде Русской Истории.

Пушкин и масонство.

Масонство и русская интеллигенция


Приводить развернутую научную критику взглядов, изложенных в этих трудах, думается, нет смысла, поскольку основной движущей силой подобного рода изысканий являются не исторические архивные документы во всем их многообразии и аналитическая обработка этого материала, а глубокая убежденность авторов и их почитателей в том, что все беды России послепетровского времени происходят от масонов. Масонство в этих трудах представляется как зловещая сила - корень всех исторических несчастий XVIII - XIX столетий. Большинство аргументов - ссылки на другие подобные издания.

Основная идея таких работ заключается в следующем: "Петербургский период Русской Истории отжил раз и навсегда. Этот период не был нашим, не был русским, — это была мучительная борьба убиенных Государей наших, начиная с Цесаревича Алексея Петровича, через Павла I, Александра II, за выпрямление нашей русской государственной жизни, искалеченной Петром I, — борьба с теми Петровскими "преобразовательными реформами", в глубоком омуте которых, под черным вихрем "просвещения" с Запада, без остатка утонуло все на чем покоился наш исконный русский государственный дух и государственный быт, наши национально-государственные цели, наша русская и православная идея. Петербургский период вошел в Русскую Историю, как период угасания нашего национального самосохранения, — как период извращения, мельчания и оскудения нашего государственного инстинкта, — как период утраты нами священного смысла нашей родины и религиозного задания нашего государственного строительства".

Комментарии, думается излишни.

Подытожить эти материалы позволим себе своеобразной рецензией Р.Лейбова на сайте ПОЛИТ РУ в Литературных прибавлениях  к "Русскому Инвалиду":

"Ведь это ты, масон, негра убил

В прошлый раз я спел песенку про убитого Пушкина. Теперь расскажу, кто Пушкина убил.

А Пушкина, товарищи, убили масоны.

Пушкин и сам в молодости был масоном, но потом разочаровался в этом космополитическом движении и дал подписку, что больше не будет.

За это масоны поклялись страшной масонской клятвой Пушкина извести. Масоны Пестель, Кюхельбекер, Сперанский и Пущины (двое) сломали поэту ногу.

Когда Пушкин сломал ногу, он стал передвигаться на колесах. Но инвалид был бодр и продолжал критиковать Запад - цитадель мирового масонства.

Масоны А.Х.Бенкендорф, П.В.Дубельт, С.С.Уваров, А.С.Шишков (старинный соперник по литературным группировкам), М.А.Дондуков-Корсаков, С.В.Булгарин, Н.И.Греч ставили поэту палки в колеса.

Несмотря на это, Пушкин разоблачил масонские связи Емельки Пугачева.

Тогда масоны решили Пушкина убить. Они нашли слабое место великого поэта.

Слабым местом поэта была его жена - Наталья Николаевна.

Масоны об этом написали специальное письмо и запечатали его масонской печатью.

Получив письмо, Пушкин расстроился и вызвал на дуэль Дантеса. Дантес надел бронежилет и подстрелил Пушкина, как зайчика. А потом масон Арендт назначил Пушкину клизму, от которой великий поэт и скончался.

Много лет масоны-пушкинисты скрывали эту историю от общественности (в их числе старательней других выглядели такие советские авторы, как П.Гоголев, В.Вересаев, М.Цветаева и А.Ахматова).

Но вот наконец явился Николай Богданов, статью которого "Будет ли закончено следствие" я отреферировал честно (несколько незакавыченных цитат оставляю в тексте, а в заключение предлагаю еще одну - закавыченную и гениальную):

"О том, что сам Геккерен был масоном, в пушкиноведении указаний нет, но это дело поправимое. Розыски в голландских архивах, розыски, которые до сих пор не сделаны, но которые необходимо сделать, принесут однозначный результат: дипломат, посол, барон, представитель насквозь промасоненных западных кругов не мог не быть масоном".

На этом мы закончим обзор масонской историографии в Internet. Богатство материалов по этому вопросу, в числе которых немало профессиональных, ярких исследований вполне закономерно.  В этой теме особенно ярко проявляется ориентация "всемирной паутины" на запросы массового читателя. Востребованная и популярная тема масонства с самых различных точек зрения рассматривается в многочисленных сетевых публикациях и на страницах целых сайтов.  Множество антимасонских изданий служат зримым дополнением к теме  "Феномен масонства. Современная история", поскольку весьма четко отражают сложившиеся представления некоторой части общества.

 

Приложение:

Зарубежные масонские сайты (по материалам Ложи "Северная Звезда" и сайта "Масонство и масоны"):


Internet Masonic Lodge - Масонская Интернет-ложа

French Masonry - Французское масонство

Grand Orient de France - Великий Восток Франции

Grand Lodge de France - Великая Ложа Франции

Irish Grand Lodge - Великая Ложа Ирландии

The Global Lodge - Глобальная виртуальная ложа

World Wide Masonic Internet Resources - Всемирные масонские ресурсы Интернет

E-M@son Home - Масонская страница

Livingstone Masonic Library - Ливингстонская масонская библиотека

Internet Lodge 9659 - Интернет-ложа 9659

http://web.mit.edu/afs/athena.mit.edu/user/d/r/dryfoo/www/masons/ - страница Массачусетского технологического института с обилием ссылок


а также:


http://www.gagarin.com

http://ripper.wildnet.co.uk/casebook.html

http://www.book-mekka.ru

http://www.geocities.com/athens/academy/4388/


© "Два века"

Иллюстрации воспроизводятся по изданию: "Распространивший первые лучи..." Н.И.Новиков и русское масонство XVIII - начала XIX вв.Каталог выставки. СПб., 1994


К оглавлению номера